МААМ-картинки

«Занимательные игры и упражнения по развитию речи»

Марина Черненко
«Занимательные игры и упражнения по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы

"Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушением слуха и поражением центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет – больше разговаривать с детьми. Они стараются говорить с ребенком при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. В начале года в нашу группу пришли дети, большинство которых не владело тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них были трудными многие упражнения : пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, они захватывали мелкие игрушки всей ладошкой, а не 2-3 пальчиками. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, т. к. не владели адекватным и рациональным способом действия, поэтому работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время. Таким образом, пальчиковой гимнастике мы отводим достаточно времени (по 7-10 минут). Упражнения подбираем так, чтобы в них содержалось большое разнообразие движений пальцами. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Тексты произведений легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, развивается речевой слух. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук

Публикация «„Занимательные игры и упражнения по развитию речи“» размещена в разделах

оказывают игры с предметами : мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц и кнопок, игры с открывающимися игрушками (матрешки, игры с карандашами и крупой «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр». Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их. Наша задача - поддерживать это стремление, организовать общение развитие ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя. Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными упражнениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. На первый взгляд, отдельные умения не имеют никакого отношения к мелкой моторики, но в действительности они являются для нее базовыми, т. к. формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта многообразна и разносторонняя. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами – среди его игрушек должны быть различные пирамидки, матрешки, конструкторы, строительные материалы. Игры с песком, с землей, со снегом, посильная помощь в переборке пшена, круп. Удовольствие – раскатывать тесто. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения – а так же на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук

«Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Далее взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить.

Попробуйте:

• поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

• выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, затем двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом средними, затем безымянными, большими, и наконец, мизинчиками);

«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера, при этом надо двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

• сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы, а потом вместе пофантазировать: чьи они)

«Что же спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности. Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

«Откопай разгадку»

Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее, или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы. Если отгадал загадку, вслух сказать не торопись, ты, используя разгадку, за задание берись. Кто колдует, заклинает, в ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка). Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет, воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять. Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней.

Моя работа

Публикации по теме:

Игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха у детей 3–5 лет с нарушениями речи 1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 разнозвучащих игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, пищащие и заводные игрушки).

«Занимательные истории о приключениях весёлого Язычка». Артикуляционные упражнения Занимательные истории о приключениях весёлого язычка История 1. «Как у Язычка появился домик» Жил-был весёлый Язычок, и было у Язычка много.

Дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление навыка правильного употребления предлогов в речиДидактические игры и упражнения, направленные на закрепление навыка правильного употребления предлогов в речи Изучение предлогов имеет важное значение в развитии познавательной деятельности детей и практическое педагогическое значение – это прежде.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш] Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является.

Игровая образовательная ситуация по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения» Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание помогать.

Практические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия Практические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия 1. «Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое.

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию мышления у детей 5–7 лет» Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова- посуда, мебель, овощи, фрукты, одежда, транспорт, ягода, животные,.

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию внимания у детей 5–7 лет» «Головоломки» (кубики, пирамиды, шары). «Загадки». «Найди отличия» (5-6 отличий). «Найди.

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия у детей 5–7 лет» «Что на что похоже?» (игры на поиски формы, похожей на предмет). «Силуэты» (игры опознания, догадаться кто (что).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Занимательные игры и упражнения по развитию речи»
Опубликовано: 18 октября 2015 в 15:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Занимательные игры и упражнения по развитию речи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Черненко (УИ 342836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД