Марина Черненко
«Занимательные игры и упражнения по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
"Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушением слуха и поражением центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет – больше разговаривать с детьми. Они стараются говорить с ребенком при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. В начале года в нашу группу пришли дети, большинство которых не владело тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них были трудными многие упражнения : пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, они захватывали мелкие игрушки всей ладошкой, а не 2-3 пальчиками. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, т. к. не владели адекватным и рациональным способом действия, поэтому работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время. Таким образом, пальчиковой гимнастике мы отводим достаточно времени (по 7-10 минут). Упражнения подбираем так, чтобы в них содержалось большое разнообразие движений пальцами. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Тексты произведений легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, развивается речевой слух. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук
Публикация «„Занимательные игры и упражнения по развитию речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
оказывают игры с предметами : мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц и кнопок, игры с открывающимися игрушками (матрешки, игры с карандашами и крупой «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр». Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их. Наша задача - поддерживать это стремление, организовать общение развитие ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя. Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными упражнениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. На первый взгляд, отдельные умения не имеют никакого отношения к мелкой моторики, но в действительности они являются для нее базовыми, т. к. формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта многообразна и разносторонняя. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами – среди его игрушек должны быть различные пирамидки, матрешки, конструкторы, строительные материалы. Игры с песком, с землей, со снегом, посильная помощь в переборке пшена, круп. Удовольствие – раскатывать тесто. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения – а так же на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук
«Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Далее взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить.
Попробуйте:
• поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
• выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
• «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
• «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, затем двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом средними, затем безымянными, большими, и наконец, мизинчиками);
• «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера, при этом надо двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
• сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы, а потом вместе пофантазировать: чьи они)
«Что же спрятано в песке?»
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности. Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
«Откопай разгадку»
Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее, или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы. Если отгадал загадку, вслух сказать не торопись, ты, используя разгадку, за задание берись. Кто колдует, заклинает, в ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка). Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет, воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять. Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней.