Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации»

Тамара Казанцева
Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации»
▼ Скачать + Заказать документы

Диалогическая речь неслышащих детей является одним из эффективных и широко распространенных средств коммуникации. Диалог представляет собой средство познания человеческих взаимоотношений, расширения представлений об окружающем мире, способом получения эмоционального заряда. В условиях, когда сенсорное и эмоциональное развитие глухих детей достаточно обедненно, общение с близкими людьми, а также со сверстниками может стать существенной компенсацией за физиологические недостатки и значительно расширять диапазон мышления и восприятия у таких детей. Необходимость такого расширения вполне соответствует возрастным особенностям периода дошкольного возраста. Диалогическая речь рождается в связи совместной деятельности взрослого и ребенка. Первоначально практическое овладение бытовыми предметами и действиями в процессе режимных моментов (умывание, одевание, приема пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться взрослые одновременно сообщают слова и выражения, которые необходимы для общения в данной ситуации. Регулярность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию различных высказываний.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации“» размещена в разделах

Важным условием для развития диалогической речи детей является создание слухо - речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно - деятельностной системы обучения неслышащих детей. Создание слухо - речевой среды, предполагает постоянное пребывание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его собственной речи и возможности понимания речи окружающих. Основным условием обучения диалогической речи является мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности

- формирование у детей потребности в речевом общении

- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы не был его уровень.

Эффективность работы по обучению диалогической речи в значительной степени зависит от использования методов и приемов. К наиболее используемым приемам и методам относятся наблюдения, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выполнение действий по подражанию, все виды игр, речевые упражнения. Широкое использование дидактического и наглядного материала, табличек с опорными словами также способствуют формированию прочных знаний и умений, направленных на развитие диалогической речи. Важное значение придается игре как средству развития речи и умению выстраивать простой диалог. По мнению П. Л. Выгодской «игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны». Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова. Расширение и обогащение стороны речи способствуют повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности.

Дети в процессе игровой деятельности учатся, во-первых - специфическим для данной деятельности проговариванию слов и фраз, например - это слово «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др. Во- вторых это слова и выражения, связанные с тематикой игр которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшее уточнение и конкретизацию. В зависимости от категории детей, этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной (таблички) и устно-дактильной форме. Важно обеспечить понимание предполагаемых слов и фраз, использование их в процессе действий детей.

Рассмотрим игру-драматизацию. В игре происходит усвоение диалогической речи. Ребенок учится перевоплощаться и самовыражаться.

Я хочу поделиться своим опытом формирования диалогической речи у наших детей третьего года обучения. В первую очередь формировала интерес к этому виду игры поэтапно.

1. Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц (дети проснулись, птички летят, зайка прыгает и т. д.). Имитация основных эмоций человека: солнышко светит - дети рады, хлопают в ладоши.

2. Игра-имитация цепочки последовательности действий в сочетании основных эмоций героя (зайчик увидел лису - испугался и убежал; бабушка била яйцо не разбила. Мышка бежала хвостиком задела, яйцо упало и разбилось. (Бабушка плачет).

3. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей / неуклюжий медведь идет по лесу; хитрая лиса прячется за деревом; колобок катится по дорожке; дед сажает репку и т. д. /.

4. Чтение сказок, используя таблички.

5. Инсценирование сказок через настольный театр, куклы Би-Ба-Б, пальчиковой куклы.

Только, когда дети полностью изучили сказку, запомнили последовательность действий и фразы героев, стала пробовать инсценировать по ролям. Роли назначала по индивидуальным возможностям детей. Обыгрывали персонажей по отдельности. Затем объединяла всех героев сказки в одну логическую цепочку, и дети учились вести диалог между собой. Но так как у детей разные возможности приходилось контролировать последовательность действий. Так Кристина и Карина М. запоминали простые фразы, но надо им было подсказать во время вставить свои слова. Амелия Р. пользовалась табличкой. Владику С. нужно было постоянно напоминать и указывать на произношение фразы по табличке.

Дети любят играть по сказке «Репка», «Колобок». Когда ребята играют, они под постоянным контролем взрослого. Всегда обращается внимание на правильно выстроенную фразу, какой табличкой воспользуются или проговаривают дактильно. Для развития игры - драматизации, возникновения ее в самостоятельной деятельности, необходим обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх. В группе есть театрализованный уголок, который постоянно пополняется разными атрибутами: масками-шапочками, нарядами для уголка ряжения, наборами табличек с фразами, а также поделками, сделанными детьми. Это разные декорации к сказкам, фигурки животных, человека, сделанные из разных материалов.

Публикации по теме:

Правовое воспитание старших дошкольников в игре. Консультация для воспитателей Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре» Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача.

Консультация Тема: «Формирование знаний детей 6–7 лет о безопасности на дорогах через игру». Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учить. Но возможно - всё избежать, А где надо – на помощь позвать. Т. Г. Хромцова Дороги,.

Проект по созданию системы работы на тему «Развитие диалогической речи старших дошкольников» КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Диалог – не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» Л. П. Якубинский Диалог является.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру 1) Актуальность и перспективность опыта: Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок,.

Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей Развитие ребенка через игру Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и.

Консультация «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель средней группы МБДОУ детский сад № 77 г. Иркутска Залевская Анна Михайловна. Кому как не актеру можно похвастаться замечательной,.

Развитие творческих способностей детей через театрализованную игру Развитие творческих способностей детей через театрализованную игру Для чего нужны нам сказки? Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет.

Консультация для родителей «Развитие познавательной сферы ребенка в игре» Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. В этом.

Приобщение дошкольников к традициям фольклора в процессе игры на ложках В дошкольных образовательных учреждениях сейчас очень активно ведется работа по приобщению детей к народной культуре. Любой педагог ставит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации»
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 16:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Казанцева (УИ 187485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД