Тамара Казанцева
Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации»
▼ Скачать + Заказать документы
Диалогическая речь неслышащих детей является одним из эффективных и широко распространенных средств коммуникации. Диалог представляет собой средство познания человеческих взаимоотношений, расширения представлений об окружающем мире, способом получения эмоционального заряда. В условиях, когда сенсорное и эмоциональное развитие глухих детей достаточно обедненно, общение с близкими людьми, а также со сверстниками может стать существенной компенсацией за физиологические недостатки и значительно расширять диапазон мышления и восприятия у таких детей. Необходимость такого расширения вполне соответствует возрастным особенностям периода дошкольного возраста. Диалогическая речь рождается в связи совместной деятельности взрослого и ребенка. Первоначально практическое овладение бытовыми предметами и действиями в процессе режимных моментов (умывание, одевание, приема пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться взрослые одновременно сообщают слова и выражения, которые необходимы для общения в данной ситуации. Регулярность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию различных высказываний.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Важным условием для развития диалогической речи детей является создание слухо - речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно - деятельностной системы обучения неслышащих детей. Создание слухо - речевой среды, предполагает постоянное пребывание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его собственной речи и возможности понимания речи окружающих. Основным условием обучения диалогической речи является мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности
- формирование у детей потребности в речевом общении
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы не был его уровень.
Эффективность работы по обучению диалогической речи в значительной степени зависит от использования методов и приемов. К наиболее используемым приемам и методам относятся наблюдения, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выполнение действий по подражанию, все виды игр, речевые упражнения. Широкое использование дидактического и наглядного материала, табличек с опорными словами также способствуют формированию прочных знаний и умений, направленных на развитие диалогической речи. Важное значение придается игре как средству развития речи и умению выстраивать простой диалог. По мнению П. Л. Выгодской «игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны». Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова. Расширение и обогащение стороны речи способствуют повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности.
Дети в процессе игровой деятельности учатся, во-первых - специфическим для данной деятельности проговариванию слов и фраз, например - это слово «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др. Во- вторых это слова и выражения, связанные с тематикой игр которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшее уточнение и конкретизацию. В зависимости от категории детей, этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной (таблички) и устно-дактильной форме. Важно обеспечить понимание предполагаемых слов и фраз, использование их в процессе действий детей.
Рассмотрим игру-драматизацию. В игре происходит усвоение диалогической речи. Ребенок учится перевоплощаться и самовыражаться.
Я хочу поделиться своим опытом формирования диалогической речи у наших детей третьего года обучения. В первую очередь формировала интерес к этому виду игры поэтапно.
1. Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц (дети проснулись, птички летят, зайка прыгает и т. д.). Имитация основных эмоций человека: солнышко светит - дети рады, хлопают в ладоши.
2. Игра-имитация цепочки последовательности действий в сочетании основных эмоций героя (зайчик увидел лису - испугался и убежал; бабушка била яйцо не разбила. Мышка бежала хвостиком задела, яйцо упало и разбилось. (Бабушка плачет).
3. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей / неуклюжий медведь идет по лесу; хитрая лиса прячется за деревом; колобок катится по дорожке; дед сажает репку и т. д. /.
4. Чтение сказок, используя таблички.
5. Инсценирование сказок через настольный театр, куклы Би-Ба-Б, пальчиковой куклы.
Только, когда дети полностью изучили сказку, запомнили последовательность действий и фразы героев, стала пробовать инсценировать по ролям. Роли назначала по индивидуальным возможностям детей. Обыгрывали персонажей по отдельности. Затем объединяла всех героев сказки в одну логическую цепочку, и дети учились вести диалог между собой. Но так как у детей разные возможности приходилось контролировать последовательность действий. Так Кристина и Карина М. запоминали простые фразы, но надо им было подсказать во время вставить свои слова. Амелия Р. пользовалась табличкой. Владику С. нужно было постоянно напоминать и указывать на произношение фразы по табличке.
Дети любят играть по сказке «Репка», «Колобок». Когда ребята играют, они под постоянным контролем взрослого. Всегда обращается внимание на правильно выстроенную фразу, какой табличкой воспользуются или проговаривают дактильно. Для развития игры - драматизации, возникновения ее в самостоятельной деятельности, необходим обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх. В группе есть театрализованный уголок, который постоянно пополняется разными атрибутами: масками-шапочками, нарядами для уголка ряжения, наборами табличек с фразами, а также поделками, сделанными детьми. Это разные декорации к сказкам, фигурки животных, человека, сделанные из разных материалов.