Светлана Рябова
Возможности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Игра считается ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Поэтому рассмотрим сюжетно-ролевую игру как одно из основных и результативных педагогических средств развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Возможности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры : «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
Характерной чертой сюжетно-ролевой игры считается её самостоятельный и творческий характер, потому что дети создают игру сами.
Д. Б. Эльконин считает, что «ролевая игра возникает на основе разноречивых тенденций дошкольника к самостоятельности и к общей жизни со взрослым. В ходе сюжетно-ролевой игры дошкольник принимая на себя роль взрослого, старается отобразить его жизнь, деятельность и взаимоотношения с другими людьми» .
Л. С. Выготский полагает, что «Сюжетно-ролевая игра – это существенный фактор для формирования социального сознания дошкольника» .
С. Л. Рубинштейн убежден, что «сюжетно-ролевая игра - это самопроизвольное проявление дошкольника и в то же время она строится на сотрудничестве дошкольника со взрослым». Он также отмечал, что игра обладает характерными чертами, например, эмоциональная насыщенность и увлечение дошкольников, самостоятельность, оживлённость, творчество. Основное качество сюжетно - ролевой игры – это воображаемая ситуация, которая формируется из сюжета и ролей.
Сюжетно-ролевые игры направлены, в первую очередь, на развитие воображения и развитие способности понимать другого.
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова отметили, что в ходе сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников развиваются умения для совершенствования коммуникативных навыков :
- способность правильно формулировать свое предложение ровеснику, чтобы привлечь его внимание к игре, сотрудничеству, употреблять обращение типа «Посмотри сюда.» и т. п. ;
- умение обращаться к сверстнику по имени или по названию роли;
- способность высказывать предложения в приветливой форме, вежливо отвечать на просьбу товарища принять его в игру;
- умение охотно выражать согласие с содержанием игры, придуманным ровесником или же в случае несогласия, корректно отказаться от нежелательного предложения ровесника, вежливо принять отказ другого дошкольника поиграть вместе, а также его замечания относительно содержания игры;
- умение понимать, доволен ли партнер своей ролью, учли ли его интересы при подборе игрового оборудования;
- способность общаться с партнером, как с равным, не показывая своего превосходства;
- умение убедить ровесника в рациональности своих предложений и поручений, объяснить значимость их принятия, выполнения.
По мнению Н. Я. Михайленко, сюжетно-ролевая игра является оптимальным и доступным средством развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Именно они способствуют развитию умения сотрудничать со взрослыми и детьми, умение пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, умение учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Все это относится к критерию развития коммуникативных навыков - навык свободного общения со сверстниками и взрослыми в естественных условиях.
Например, сюжетно-ролевые игры «В аптеке», «Мы пассажиры», «На именинах у друга», «В гостях у Паши» и т. п.
Н. Я. Михайленко в своих исследованиях отметила, что содержание сюжетно-ролевой игры олицетворяется дошкольником с помощью роли, которую он выбрал. Роль - средство реализации сюжета и главный элемент сюжетно-ролевой игры. Для дошкольника роль - это его игровая позиция, любая роль предусматривает конкретные правила поведения, а соблюдение этих правил главный элемент сюжетно-ролевой игры. Роль помогает детям развивать элемент коммуникативных навыков - сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации совместной деятельности и осуществления сотрудничества.
Развитие коммуникативных навыков осуществляется в тесной взаимосвязи с общим психическим развитием : формированием познавательной сферы, саморегуляции, речи. В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники учатся общаться друг с другом, подчинять свои интересы интересам других. Игра содействует вырабатыванию личного поведения дошкольника и развивает знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими, что очень важно при развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников. В сюжетно-ролевой игре вырабатывается механизм управления своим поведением, умение соблюдать правила, а потом выявляется и в других видах деятельности, например, в учебе.
Например, играя в сюжетно-ролевые игры, дошкольники быстро овладевают ролью взрослого и сами начинают делать замечания игрушкам или участникам игры «Не болтай за столом», «Освободи место бабушке» и т. д. Таким образом, старший дошкольник становится инициатором соблюдения имеющихся норм и правил.
М. И. Лисина, в процессе изучения развития коммуникативных навыков пришла к выводу, что общение детей дошкольного возраста с ровесниками происходит в основном в ходе коллективной сюжетно-ролевой игры. Играя вместе, дошкольники взаимодействуют с партнером в ходе деятельности и готовы к взаимодействию, стараются учитывать желания и способности друг друга, разрешать конфликты в общении, защищать своё мнение, создавать и осуществлять общие планы.
Например, в сюжетно-ролевой игре «Помоги красавице». Злой колдун спрятал красавицу в замке. По сюжету старшие дошкольники отдают последний глоток волшебной воды для спасения красавицы, делятся лакомствами с жителями заколдованного леса. Большое внимание уделяется проявлению открытой благожелательной поддержке своих сверстников.
Те действия, которые старшие дошкольники осуществляют в зависимости от своей роли, помогают им лучше узнать определенные мотивы поведения, поступки, чувства других людей, развивают желание вступать в контакт, учитывать мнение сверстника. Сюжетно-ролевая игра воспитывает дошкольников не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ходе действительных взаимоотношений по поводу игры дошкольники учатся учитывать интересы товарища, сострадать ему, уступать, сотрудничать. Все это и есть результат сюжетно-ролевой игры, а именно коммуникативной деятельности в игре, которая создаёт основу для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Например, сюжетно-ролевая игра «Знакомство с ровесником». Задача – найти подходящие слова, действия, чтобы поближе узнать того, кто тебе нравится.
В ходе ролевых взаимоотношений дошкольники применяют такие важные умения: обозначение словами своей роли и условных действий, обозначение объектов, которые дети применяют для осуществления игрового замысла (словарь, формулирования мыслей, стремлений, переживаний (фразовая речь, построения игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами - игрушками (диалог). Когда у дошкольников появляется необходимость в игре, они начинают договариваться о ней с ровесниками, развивается важный компонент коммуникативных навыков – понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия.
Например, сюжетно-ролевая игра «Три друга» развивает умение выражать отзывчивость, сострадание, заботливость к товарищам по общению, налаживать контакт между детьми, учит помогать и поддерживать тех, с кем общаешься. В этой игре дети слушают рассказ, распределяют между собой роли и разыгрывают ситуацию.
В ходе игры у старших дошкольников вырабатываются компонент коммуникативных навыков - умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, рассказывать о них.
Принимая на себя роль в игре, старшему дошкольнику приходится учиться реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, иначе говоря, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров. При выстраивании ролевого диалога у дошкольников активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки, как способность начинать и заканчивать беседу, изменять тему речевого взаимодействия в зависимости от мыслей собеседника (развитие критерия коммуникативных навыков - навык свободного общения со сверстниками и взрослыми в естественных условиях, сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации совместной деятельности и осуществления сотрудничества, поддерживать установленный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дошкольники очень активно применяют в игре мимику и жесты.
Например, сюжетно-ролевая игра «На встрече сказочных героев» развивает умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с товарищами по общению, учит оценивать последствия коллективного общения, создает новый опыт взаимоотношений между дошкольниками. Подбирается каждому дошкольнику сказочный персонаж, который обладал противоположными личностными качествами.
С. Л. Новоселова убеждена, что при организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, необходимо помнить, что на любом возрастном этапе педагогический процесс должен иметь два направления:
1) развитие игровых умений в коллективной игре воспитателя с дошкольниками, где взрослый играет роль «партнера»;
2) самостоятельная детская игра, где воспитатель не участвует, а только создает условия для нее.
А. П. Усова считает, что у детей старшего дошкольного возраста усложняются формы взаимодействия в коллективной ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе содержания игры, когда дошкольников объединяет и заставляет действовать согласованное понимание общей цели игры. Дошкольников в игре объединяют общая цель, общие переживания и интересы, общие старание при достижении цели, творческие поиски. Развитие коллективного игрового творчества ведёт к наиболее сложным взаимоотношениям ровесников.
Содержание игр предусматривает проявления дружеских чувств, внимания к товарищам. Иначе говоря, в ходе игрового общения у дошкольников появляются общие цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности за общее дело.
Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» развивает умение выполнять различные роли, учит оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению.
А. В. Мудрик полагает, что сюжетно-ролевая игра в её развитой форме формирует у дошкольников умение понимать ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия. Известно, что любая деятельность предполагает использование конкретных, характерных для неё умений и «создаёт условия для их развития. Это даёт основание считать, что самодеятельная сюжетно-ролевая игра - это действенная сфера для саморазвития коммуникативной компетенции дошкольников при условии обогащения (амплификации) их игрового опыта».
Таким образом, при организации сюжетно-ролевых игр в процессе развития коммуникативных навыков старших дошкольников устанавливаются и развиваются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению, развивается у них желание вступать в контакт, они учатся организовать общение, развивается умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, формируется знание норм и правил, которые необходимы при общении с окружающими.