Галия Бакланова
Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Галия Бакланова Проект сюжетно-ролевой игры "Банк"
Проект сюжетно-ролевой игры «Банк»
Актуальность
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
Оформлять кредиты,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Банк“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
—Работа в банке — это не шутка
Современный мир диктует свои стандарты: в изменяющихся условиях общественной жизни, рыночной экономики, человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным, а значит уметь управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать. В настоящее время в России работа по формированию финансовой грамотности детей и молодежи проходит на государственном уровне.
Основой для разработки государственных программ является Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023г. г.
Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность детей. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, формируется умение управлять своим поведением. Можно не сомневаться, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он вел себя в игре: планировать, добиваться результата, совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Наблюдая за воспитанниками можно заметить, что очень часто в речи детей можно услышать слова: «банк», «банкомат», «доллар», «кредит» и другие, значение которых многие из них не знают, но употребляют в речи без всякой необходимости. Также детей интересуют такие вопросы как: откуда появились деньги, почему у всех стран разные деньги, почему родители не покупают мне дорогие игрушки, что делать, когда нет денег, все ли можно купить за деньги, что такое банкомат и как в нем появляются купюры. На мой взгляд, причина такой любознательности кроется во все большем проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности детей. Формировать финансовую грамотность детей лучше посредством игры, где можно познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения воспитанников, увлечь, заинтересовать их.
Для возникновения интереса к игре в «Банк» необходимо создать проблемную ситуацию, например: «Вам принесли квитанцию, где ее можно оплатить?». Ответ не заставит ждать.
Сущность предлагаемой сюжетно-ролевой игры «Банк» состоит в обогащении игровой деятельности детей экономическим содержанием.
Цель.
Совершенствовать игровые навыки и расширять ориентировку детей в социальной жизни.
Задачи.
Образовательные
Закреплять знания воспитанников о работе Банка
Расширять представления детей о деятельности банковских служащих и активизировать в речи соответствующие понятия.
Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями.
Активизировать словарь воспитанников: доход, расход, расчет, кредит, менеджер, договор, оплата, валюта, платежеспособность
Развивающие
Учить детей передавать в игре профессиональные действия работников банка, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги
Формировать умение детей творчески реализовывать и развивать сюжет игры, умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом.
Развивать коммуникативные умения воспитанников в совместной игровой деятельности. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, развивать диалогическую речь. Развивать умения воспитанников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательные
Способствовать формированию устойчивого интереса воспитанников к совместной познавательной деятельности
Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, уважение к труду взрослых.
Ожидаемый результат проведения игры «Банк»
- Развиты творческие способности детей, ребенок способен вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.
- Сформированы умения: выстраивает и объединяет события в определенную последовательность; способен договариваться о последующих действиях. Владеет нормами и правилами социального поведения, пытается эмоционально вживаться в незнакомый социальный мир.
- Достаточно хорошо владеет устной речью, в игровой и образовательной деятельности, способен использовать новые понятия.
- Проявляет любознательность; склонен к формированию познавательных действий; обладает развитым воображением. Сформировано представление о работе банка и его работниках.
- Старается выдвигать собственные творческие идеи; может создавать новую пространственной и предметную среду по ходу игры, способен придумывать разнообразные сюжеты игры.
- Владеет основными двигательными движениями, осознает необходимость соблюдения правила безопасного поведения и сохранения здоровья.
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание картин и иллюстраций банка.
Беседа на тему:
«Как я побывал в банке»
«Деньги разных стран»
«Для чего нужен банковский терминал»
«Откуда в семье деньги»
«О доходах и расходах семьи»
«Семейный бюджет: пополнение и распределение».
Цель: сформировать у детей представления о понятиях «зарплата», «пенсия», «стипендия»; уточнить знания детей о ведении домашнего хозяйства.
«Профессии членов моей семьи»
«Денежные знаки – купюры и монеты»
НОД
«На что тратятся деньги»
«Деньги»
«Какие бывают деньги»
«Зачем нужны людям деньги»
Речевое развитие
Рассказы детей из личного опыта
«Как я посещал банк с родителями»
Дидактическая игра
«Сделай покупку»
«Рынок одного товара»
«Цепочка экономических слов»
«Что купить?»
«Орудия труда банкира»
Познавательное развитие
Беседа
«Что такое банк?»
«Какие услуги можно получить в банке»
«Профессия кассир»
«Зачем нужен банкомат?»
«Профессия кредитный менеджер»
«Профессия консультант банка»
«Как сделать сбережения»
Проигрывание ситуаций
«Вежливый администратор»
«Разговор специалиста банка и клиента»
«Работа кассира»
«Работа инкассатора»
«Как оплатить квитанцию по квартплате в банке»
«Получение денег в банкомате»
Художественно-эстетическое развитие
Чтение художественной литературы
Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики»,
Лада И. «Новый дом»,
Бомент А. «Дом, в котором мы живем»,
Габе Д. «Работа»,
Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики»,
Корчак Я. «Маленький бизнесмен
Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»,
«Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»
Сказка Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены»,
Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике»
Чтение пословиц и поговорок экономического содержания
«Копеечка к копеечке – рубль набегает»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Денежки труд любят»
«Делано наспех – и сделано и сделано на смех»
«Деньги дело наживное»
«Приобрел вещь – умей обращаться с ней»
«Каждую крошку в ладошку»
Просмотр мультфильмов и видеосюжетов
«Муха-Цокотуха»
«Дудочка и кувшинчик»
«Как старик корову продавал»
«Что есть в банке»
«Работа в банкомате»
«Золотой ключик, или приключения Буратино»
Лепка
«Монеты»
Аппликация
«Банковские карты»
Этапы проекта.
1 этап – Организационный
1. Узнать больше о профессии банкир; о функциях работников банка.
Связаться с руководством Ульяновского отделения сбербанка, узнать о работе структурного подразделения.
2. Сбор информации о работе банка и его служащих.
3. Организация игрового пространства
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 Этап - Практический:
Реализация проектных мероприятий.
• беседы
• дидактические игры
• сюжетно-ролевая игра
• работа с родителями
3 этап - Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Банк»
Роли и ролевые действия
Кассир (оператор): Выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает деньги от клиентов, обменивает валюту на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям
Администратор банка: организует работу банка, следит за соблюдением режима работы банка.
Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов
Консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом.
Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств
Клиенты банка: получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карточку.
Организация игрового пространства
В группе расставляются банковский терминал (автомат, сейф для хранения денег и валюты, от 4до 6 столов с атрибутами и стульями для клиентов и сотрудников банка. Воспитатель оговаривает с воспитанниками, где расположен вход в банк (можно отметить двумя кеглями, стульчиками, место нахождения охранника. На стол раскладываются кредитные карточки, которые затем будут раздаваться клиентам банка, квитанции на оплату коммунальных платежей, карточки для оформления кредитов (с схематичным изображением: кредит на приобретение жилья, кредит на приобретение автомобиля и т. д.)
Участники игры
Воспитатель, воспитанники старшей группы.
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием проблемной ситуации:
«Вам принесли квитанцию, где мы сможем ее оплатить?»,
«Вы решили приобрести автомобиль, но в вашей семье не хватает денежных средств и вы решил получить кредит»,
«Вы хотите снять наличные деньги с «зарплатной» карты и решили для этого воспользоваться терминалом банка»
Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям.
Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Кто приходит в банк?
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Что делает кассир в банке? (менеджер, охранник банка, администратор банка, консультант)
Кто пользуется услугами банка (клиенты)
Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются сотрудники. Для распределения ролей сотрудников используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджики с изображением специальности.
Для себя воспитатель выбирает роль администратора банка, затем эту роль можно передать воспитаннику хорошо знакомому с игрой.
При приеме на работу воспитатель использует прием – напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т. е. игровые (ролевые) действия.
Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку банка: поставить банкомат и терминал, расставить столы для операторов, поставить кассовый аппарат, и стул для охранника.
При затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах).
Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.
Введение в игру
Создать интерес к игре через проблемную ситуацию: «Вам принесли квитанцию, где вы сможете ее оплатить?» (В банке)
Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Что делают сотрудники банка?
Кто приходит в банк?
Зачем клиенты приходят в банк?
Куда можно пойти после банка?
Организация предметно-пространственной среды:
Педагог объявляет, что в банк требуются сотрудники и использует прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджики с изображением специальности. Роль педагога в игре – управляющий. После распределения ролей, управляющий проговаривает обязанности сотрудников, совместно организовывают игровое пространство и усаживаются по местам. Управляющий объявляет: «Уважаемые клиенты! Банк открывается. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Банк»
Администратор банка: Работники банка, займите свои рабочие места.
Охранник: Внимание банк открывается ровно в 10 часов. (открывает двери банка). Уважаемые клиенты, банк открыт, проходите, пожалуйста.
Диалоги персонажей
1-й Клиент: Здравствуйте!
Консультант. Здравствуйте. Чем могу помочь?
1-й Клиент. Я хотел оплатить кредит
Консультант. Возьмите талон. Проходите, пожалуйста. Талон К-1окно №1
Заходит следующий клиент
Консультант: Здравствуйте! Чем могу помочь?
2-й Клиент. Здравствуйте! Мне нужно обменять валюту
Консультант: Пожалуйста. Талон В-1 окно №2
Кассир: Здравствуйте! Какую валюту вы хотели бы обменять на рубли? Пожалуйста, возьмите деньги и пересчитайте правильность выдачи.
2-й Клиент: Все правильно. Спасибо!
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
3-й Клиент: Здравствуйте! Я хотел бы взять кредит.
Консультант: Пожалуйста. Талон К-2 окно №1
Менеджер: Здравствуйте! Мы рады предоставить вам кредит. Скажите,
что вы планируете приобрести? Сколько денег вам не хватает? Дайте, пожалуйста, ваш паспорт. Где вы работаете? Сколько вы зарабатываете?
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
4-й Клиент: Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Консультант: Пожалуйста, пройдите к терминалу.
4-й Клиент: Извините, не могли бы вы мне помочь, я забыл дома очки.
Консультант: Конечно! Буду рада вам помочь, сколько вы будете снимать - (Счет до 10). Пожалуйста, для совершения операции вставьте карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту.
4-й Клиент: Большое спасибо за помощь, до свидания!
Консультант. Здравствуйте, Чем могу помочь?
5-й Клиент: Здравствуйте! Мне нужно заплатить за детский сад.
Консультант: Талон О-1окно № 3
Кассир: -Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка. детский сад. Группу. Сколько будете платить? (клиент называет сумму). -Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго…
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
6-й клиент: Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.
Консультант: Талон П-3 окно № 2
Кассир: Здравствуйте, Слушаю вас. Сколько денег вы хотели бы
перевести? Назовите ФИО вашей мамы?» Адрес ее? (клиент называет сумму).
Кассир: Деньги отправлены. Ваша мама скоро их получит.
5-й клиент: -Спасибо.
И т. д.
Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу.
Будем рады снова видеть вас в нашем банке.»
Выждав время, по сигналу администратора банка охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.
Заключительный этап
Воспитатель предлагает убрать атрибуты сюжетно-ролевой игры в специальный коробку-контейнер, расставить по местам столы и стульчики, убрать на стеллаж макет банковского терминала и сейфа.
Воспитатель предлагает обсудить впечатления детей от участия в игре, повторить новые слова, которые использовались детьми в ходе игры, рассказать какую роль детям больше понравилось играть и т. д.
Директор (воспитатель): - Банк закрывается на обед. Уважаемые клиенты просим Вас прийти после 13-00 часов.
Оценка игры
Педагог воздерживается от оценок и объяснений. Каждый ребенок получает для себя свой собственный опыт переживаний и впечатлений.
Использованная литература
1. Березенкова Т. В. Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет на основе сюжетно-ролевых игр. М. : Учитель, 2016.
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов – на – Дону: Издательство Феникс, 2006.
3. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников (М., 2002).
4. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране экономики (1992).
5. Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. - Санкт-Петербург: Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
7. Сосова И. А. Экономическое воспитание детей в семье (М., 1989).
8. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике. - М. : Издательство Сфера, 2009.