МААМ-картинки

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Ирина Шилова
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы

Воздух и его свойства

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Шилова И. В.

Воспитатель МБДОУ «Ильинский детский сад» комбинированного вида

Пояснительная записка

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государ-ственных образовательных стандартов.

Публикация «Занятие для детей старшего дошкольного возраста „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что вы-жить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирова-ние целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой зада-чи были подобраны приемы в интересной и занимательной форме.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений про-блемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и под-держивать положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать. Ведь психологами доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенком воспринимает-ся и запоминается то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований, как того требует ФГОС ДО.

Конспект занятия «Воздух и его свойства»

Цель: развитие у детей навыков исследовательской деятельности путем экспе-риментального изучению свойств воздуха.

Программные задачи:

1) формировать у детей : умение четко высказывать свои мысли; способность понимать устные указания педагога и выполнять необходимые действия без опоры на наглядность (речевое развитие);

2) привлекать детей к продумывании методики эксперимента, к поиску экспе-риментальных доказательств своих предположений; формировать умение делать выво-ды из увиденных результатов эксперимента (исследовательское развитие);

3) расширить и конкретизировать представления о воздухе как о невидимой субстанции, тем не менее имеющей большое значение для человека (познавательное развитие);

4) формировать навыки коллективного решения возникающих проблем, умение слушать и анализировать предложения, высказанные товарищами (социально-коммуникативное развитие);

5) совершенствовать трудовые навыки, развивать точность движений, мелкую мускулатуру рук;

6) поиграть, развлечь детей.

Оборудование.

У педагога: небольшая емкость с водой, пустая пластиковая бутылка объемом 1,5 литра, несколько запасных кусочков битого кирпича, простыня с детской кроватки или легкое покрывало, легкое перышко птицы либо 1 – 2 шарика для пинг-понга, 1 легкая небольшая пластиковая или бумажная лодочка, широкий таз с водой.

У каждого ребенка: пластиковый стакан с водой, трубочка для коктейля, лист бумаги или картона размером примерно А5, кусочек ткани для вытирания рук и раз-лившейся воды, небольшой лоток (можно – донышко обрезанной бутылки) и в лотке кусочек сухого красного кирпича, скрепка, кусочек дерева, кусочек поролоновой губ-ки, 2 небольших квадратика бумаги 2 х 2 см, бумажный ветрячок на гвоздике.

Организация детей.

Дети сидят за столами. Перед каждым находится необходимое оборудование, подготовленное заранее. К подготовке оборудования привлекаются детей – дежурные или желающие.

Методы обучения: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, логические рассуждения.

Методические рекомендации.

В ходе занятия педагог активно привлекает детей к продумыванию методики эксперимента, к поиску доказательств наличия у воздуха того или иного свойства, но сам готовых сведений не сообщает. Педагог создает условия для обмена мнениями, для возникновения дискуссии.

Занятие ведется весело, непринужденно, каждое задание воспринимается как игра-загадка.

Одновременно он постоянно следит за соблюдением правил безопасности, хотя, в принципе, особых источников опасности в данном эксперименте нет.

Ход занятия

Вступление

Педагог просит детей подойти и встать вокруг его стола.

- Ребята, что есть в этой бутылке? (Показывает детям пустую бутылку). Скорее всего, ответ будет отрицательным: в бутылке ничего нет. Тогда он переворачивает бу-тылку вверх дном, опускает горлышко в емкость с водой и слегка сжимает бутылку. Дети видят, что из горлышка выходят пузырьки.

- Что же тогда выходит из бутылки, если в ней ничего нет? ( Ответ: воздух).

- Так бутылка пустая, или в ней есть воздух? ( Ответ: есть воздух.)

- Сегодня мы познакомимся с этим веществом. Садитесь на места.

1. Где еще есть воздух?

- А теперь проверьте, есть ли воздух в кирпиче. Придумайте сами, как в этом убедиться. (Указание. Педагог не спешит сообщать знания в готовом виде и дает детям возможность самим додуматься, как это проверить; обычно вскоре кто-нибудь один бросает кусочек кирпича в воду и наблюдает, как из него поднимаются вверх пузырьки воздуха. Остальные быстро его копируют.)

- Есть воздух? (ответы).

- А теперь проверьте, есть ли воздух в скрепке. (дети выполняют это быстро).

- А в кусочке дерева? (В зависимости от особенностей дерева пузырьки иногда выходят, иногда нет.)

- А в поролоновой губке? (Если воздух не выходит, предлагаем прижать губку к стенке стакана с помощью трубочки.)

- Итак, в каких предметах есть воздух? (Ответы) В каких нет? (Ответы)

2. Есть ли воздух в комнате?

- Теперь докажите, есть ли воздух в комнате вокруг нас? (Обычно, подумав, де-ти машут рукой или листом картона возле лица, дуют на ладонь.)

- Хорошо. Какой запах имеет воздух? Понюхайте. (Если дети ощутят запах супа или иных веществ, педагог подчеркивает, что это пахнет суп или краска, а не воздух.)

- Какой вкус имеет воздух? Полижите его язычком. (Дети делают.)

- Какой цвет имеет воздух? (Обычно дети говорят «белый»; тогда педагог уточ-няет: как молоко или как стенка)

- Итак, какими же свойствами обладает воздух? ( Ответы: он не имеет цвета, за-паха и вкуса.)

3. Воздух может работать.

- Несмотря на то, что воздух невидим, он может работать. Заставьте ветрячок крутиться с помощью воздуха. (Дети делают, держа ветрячок за гвоздик.)

- Положите перед собой квадратик бумаги. Перенесите его на другое место с помощью воздуха. ( Педагог ждет разных вариантов: дети сдувают его кистью, листом картона, губами и с помощью трубочки, присасываю его с помощью трубочки и затем переносят на соседнее место. Чем больше вариантов придумают дети, тем активнее бу-дет осуществляться познавательное развитие. Педагог, не жалея времени, позволяет им наиграться.)

4. Нужен ли воздух человеку?

- Мы видели, что в одних предметах воздух есть, а в других нет. Есть ли воздух в человеке? Докажите. ( Педагог ждет нескольких вариантов: подуть на руку, на пред-мет).

- А как можно увидеть, что воздух есть в человеке? (Обычно кто-нибудь быстро додумывается подуть в воду через трубочку. Его все копируют.)

- Теперь самое главное: нужен ли воздух человеку.

- Коля, подойди ко мне. Сейчас Коля зажмет нос пальцами и не будет дышать, а мы будем считать, сколько времени он может обходиться без воздуха. Начинаем. (Для этого эксперимента выбирается слабый ребенок. Все считают и одновременно следят, чтобы Коля не начал дышать потихоньку.)

- Хорошо. Теперь подойдет Дима. (Обычно в этом эксперименте хотят поучаст-вовать все мальчики и многие девочки. Педагог никого не заставляет, но дает возмож-ность любому желающему проверить свои возможности. Обычно последними пригла-шает самых сильных ребят, чтобы их достижения впечатлили остальных. Если послед-ними вызывать слабых ребят, остальные не удержатся от критических комментариев.)

- Итак, долго ли человек может прожить без воздуха?

5. Игра.

В конце поиграем с помощью воздуха.

Педагог выбирает одну из описанных ниже игр.

Игра 1. Кто счастливый. Дети берутся за края простыни (легкого покрывала) с четырех сторон, растягивают ее. Педагог бросает на середину простыни легкое перышко и предлагает дуть на него. На кого перышко сядет, тот и счастливый.

Игра повторяется несколько раз, пока остается привлекательной для детей. Обычно они вскоре начинаю трясти простыню, залезать под нее. Тогда игра заканчи-вается.

Игра 2. Воздушный футбол.

Две команды игроков располагаются по две стороны стола. У каждой есть воро-та, сделанные из двух небольших кубиков от строительного набора, положенных на расстоянии 20 – 25 см друг от друга.

Педагог крадет шарик для пинг-понга и предлагает детям дуть на него, стараясь загнать шарик в ворота противника. Дуть можно ртом или через трубочку для коктей-ля. Эта игра хорошо укрепляет дыхательную мускулатуру, развивая не только силу, но и точность движений.

Предупреждение. Игру не стоит продолжать слишком долго, т. к. у некоторых участников может закружиться голова – явление не опасное, но нежелательное. По-этому педагог внимательно следит за состоянием детей.

Если ребят много, можно организовать два футбольных поля либо предложить остальным стать болельщиками. Наблюдать за играющими тоже полезно.

Игра 3. Морской бой.

Две команды игроков располагаются по две стороны широкого таза с водой и дуют ртом или через трубочку на лодочку, стараясь довести ее до противоположного берега. Для усложнения задания в таз можно положить 2 – 3 достаточно тяжелых предмета, выступающих над водой.

Предупреждения те же, что и в игре 2.

Заключение.

- Вот, ребята, мы и познакомились сегодня с воздухом. Чего вы раньше о нем не знали? (Ответы детей.)

- Теперь убелите свои рабочие места. Оборудование положите сюда, свои столы протрите, чтобы они были сухими.

Литература

1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.

2. Иванова А. И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: Метод. пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2004. – 224 с. (Серия «Программа развития»).

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру «Воздух и его свойства» Конспект занятия по окружающему миру Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека;.

Конспект ООД в средней группе «Воздух и его свойства» Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим,.

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Цель. Познакомить детей с понятием «воздух», свойствами воздуха и значением воздуха для жизни человека. Задачи. Образовательные: - систематизировать.

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Образовательная задача: - Систематизировать и уточнить представления.

Конспект занятия «Воздух и его свойства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №44 «Красная шапочка» Занятие в старшей группе «Воздух и его.

Непосредственная образовательная деятельность по экологии на тему «Воздух и его свойства» в средней группе НОД по экологии «Воздух и его свойства» Задачи: 1. Формировать у детей представление о воздухе и его свойствах: невидимый, прозрачный,.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Конспект НОД «Воздух и его свойства» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Каразей» Детский сад «Земляничка» Непосредственно образовательная.

Открытая непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Вода и её свойства» Цель: Познакомить детей с водой и её свойствами, показать 3 состояния воды, а так же её переход из одного состояния в другое. Задачи: Познакомить.

Отзыв на образовательную деятельность по теме «Воздух и его свойства» Отзыв на образовательную деятельность по образовательной области «Природное окружение» в старшей группе «Воздух и его свойства». Место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 17:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шилова (УИ 860647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД