Наталия Рассыхаева
Конспект ООД в средней группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Публикация «Конспект ООД в средней группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивать у детей мыслительные операции, умение делать выводы, познавательный интерес, наблюдательность, эмоции, воображение. Расширять и активизировать словарь детей.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, позитивное отношение к окружающему миру, интерес и желание расширять свой кругозор, желание исследовать всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Оборудование и материалы: воздушный шарик, мыльные пузыри, целлофановые пакеты по количеству детей, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет - не тонет» : деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья, мандарин не очищенный и очищенный.
Участники: воспитанники, педагог, родители.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты - волшебная коробка с ветерком);
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Ход ООД
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
-Что же это? (воздух)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, я принесла вам шарик.
-Как вы думаете, что у него внутри? (воздух)
-Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.
-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий). Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий? (да)
-Давайте вместе произнесем: воздух легкий.
Воспитатель:
-А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?
(ветерок, а ветерок это тоже воздух? (да) Воздух, который движется.
-А что вы услышали? (воздух выходит) Как воздух выходит из шарика? (ш-ш-ш) Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.
-А вы его увидели? (нет)
-Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно? (да)
-Давайте вместе скажем: воздух прозрачный.
-Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?
-Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты). Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.
-Но сначала мы с вами поиграем. Повторяйте движения по тексту стихотворения:
Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Работа с веером
Теперь одеваем наши халаты и превращаемся в ученых. И первый опыт, который мы проведем называется «Ветерок».
-Вот такой у нас ветерок.
-А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке. (Открываем) Что же это? (веер). Верно, это веер, с помощью него мы можем в жаркую погоду сделать себе прохладный ветерок вот таким образом.
-Возьмите веер и позовите ветерок.
-Ветерок может быть легким, и более сильным. Попробуйте.
-Ну что, почувствовали ветерок?
Опыт 1.
Воспитатель:
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко зажмем его. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на высокие деревья он подул, подул, подул.
Опыт 2
Воспитатель:
Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.
-Посмотрите, что появляется на поверхности воды? (пузыри)
-А почему появляются пузыри? (Внутри нас есть воздух).
-А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей? (много)
-А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас)
Опыт 3
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух. Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)
Как думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? (Без кожуры). И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» : в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.
-Назовите предметы, в которых есть воздух? (деревянный кубик, резиновый мячик, неочищенный мандарин).
-Назовите предметы, в которых воздуха нет? (камень, монетка, стеклянный шарик, очищенный мандарин)
Выводы
Что же мы выяснили, сделав опыты? (воздух легкий, выходит пузырьками, ветер – тоже воздух).
-Где есть воздух? (он вокруг нас, внутри нас)
-Какого он цвета? (невидим и прозрачен)
-Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.
-Какой у воздуха запах? (не имеет запаха)
Игра с мыльными пузырями
-Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.
(звучит музыка, дети ловят пузыри)
-Что внутри этих пузырей, почему они летают?
Значение воздуха для человека
-Дети, а скажите, человек может жить без воздуха? (нет)
Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.
-А кто еще не может прожить без воздуха? (животные и растения)
-А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным? (Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух).
Аутотренинг
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
-Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем.
-А у нас в городе чистый воздух? (нет)
-А что загрязняет чистый воздух? (машины, заводы, люди)
-А где же взять нам много чистого воздуха? (лес, деревня)
Чтение стихотворения воспитателем
Как приятно любоваться
Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.
Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше год от года
На планете кислорода
Счастья, мира и тепла.
Чтоб земля была красивей
Надо быть нам бережливей.
Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.
Посадка деревьев
Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист. Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)
Посмотрите, какая красота получилась.
-Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья и другие растения)
-И если каждый человек будет сажать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым.
Мои юные ученые, я думаю, мы с вами сделали сегодня много открытий, и я дарю вам медальки, которые вы можете сами красиво раскрасить!