Надежда Сергеевна Быкова
Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Свойства магнита».
Образовательная область:
познание
Вид:
познавательно- исследовательская деятельность
интегрированная
Форма:
экспериментирование
подгрупповая
Интегрируемые области:
познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Возраст детей:
5 – 6 лет.
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность на тему „Свойства магнита“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Задачи:
-образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу.
Познакомить с использованием магнита человеком.
-развивающие: развивать умение детей выдвигать гипотезы, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Словарная работа:
магнит, притягивать, магнитить, опыты, эксперименты.
Методы и приемы, используемые на занятии:
-наглядный показ слайдов.
-практическая исследовательская деятельность.
Материал: рукавица с магнитом, железные и не железные предметы.
На каждого ребенка: скрепки, картон (лабиринт, стаканчики с водой, магниты.
Ожидаемый результат:
Дети точно и полно отвечают на поставленные вопросы;
Слушают воспитателя и сверстников;
Выдвигают гипотезы и строят предположения;
Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов;
Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента.
Ход занятия
Организационный момент.
Цель: Создание у детей интереса к последующей практической деятельности.
Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.
Воспитатель:
Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад и по дороге нашла, чью-то рукавицу. А рукавица то не простая, а волшебная.
(рукавица с магнитом)
Воспитатель надевает рукавицу и проводит над подносом с металлическими предметами.
Воспитатель:
Ребята, догадались, что происходит?
Рукавица липкая стала?
(ответы детей)
загадывает загадку
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Что же это такое? (магнит)
Воспитатель: Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Рассматривание магнита
Воспитатель: Ребята, посмотрите, потрогайте наш магнит. Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? (ответы детей).
Вывод: Магнит гладкий, холодный, без запаха, твёрдый. Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче); они бывают разной формы.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру и вспомним, какие предметы притягивает магнит.
Игра «Магнетизм».
Цель: Закреплять представления о свойстве магнита, развитие внимания.
Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом.
Мы пройдем в нашу лабораторию. И вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть аккуратными и осторожными (ничего не брать в рот.)
«Действие магнита через другие материалы».
Цель: Формирование знаний детей о том, что магнит притягивает предметы из железа через бумагу, стекло, воду.
Опыт 1. «Волшебный лабиринт».
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Ой, посмотрите, что тут лежит?
(игра лабиринт) Как мы найдём правильную дорожку. У нас же нет ни карандаша, ни ручки. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру. (Дети выдвигают гипотезы).
Давайте я начну играть, а вы продолжите. (Воспитатель ведет магнитом под картонной карточкой с лабиринтом, скребка движется)
Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка?
Ребята возьмите картонную карточку, на нее положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.
Дети пробуют самостоятельно.
Воспитатель: Что происходит со скрепкой?
Почему двигается скрепка?
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: магнит притягивает предметы из железа через картон.
Опыт 2. «Рыбалка»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мы опустим магнит в воду, сохранит ли он свои магнитные свойства (Дети выдвигают гипотезы).
Перед вами лежат удочки (магнит на нитке)
Дети пробуют самостоятельно.
Что происходит со скрепкой?
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: Магнит притягивает предметы из железа в воде.
А вот задачка сложнее.
Опыт 3. «Достать, не замочив рук».
Воспитатель
Ребята, перед вами стоят стаканы с водой, там скрепки. Кто знает, как мы можем их оттуда достать? Ложки у нас нет, руками забираться в стакан – не красиво, да и не хочется. Удочку мы отложили в сторону. Вспомните игру лабиринт, там преградой был картон.
(Дети выдвигают гипотезы). Давайте я начну, а вы продолжите.
(Воспитатель прислоняет магнит к стакану на уровне скрепки. После того, как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигает вверх.)
Воспитатель: Вы видели, как скрепка двигается вверх за магнитом и как ее легко можно достать, не замочив рук.
Дети пробуют самостоятельно.
Что происходит со скрепкой?
Почему двигается скрепка?
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: Магнит притягивает предметы из железа через стакан (стекло)
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята поиграем немного? (Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку – из 4-5 штук). К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т. д. пока держатся. Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.
Практическая значимость магнита.
Цель: Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.
Воспитатель: А знаете ли вы, где люди используют магнит? Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор (слайд)
Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)
А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки (слайд)
Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравились проводить опыты?
Воспитатель: Что нового вы узнали о свойствах магнита?
Мне очень понравилось, как вы проводили эксперименты. Вы все были внимательны. Проявляли любознательность. Были активны. Ребята, а вы хотите еще поэкспериментировать с магнитом? Тогда в следующий раз, мы узнаем, притягивает ли магнит железные предметы через песок…
А сейчас мы посмотрим мультфильм «Магнетизм».
Список использованной литературы.
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 207 с.
2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5—6 лет: метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2006. — 205 с. — (Из детства – в отрочество) (Развитие речи).
3. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
6. «365 научных экспериментов». 2010 г.