Надежда Сергеевна Быкова
Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Свойства магнита».
Образовательная область:
познание
Вид:
познавательно- исследовательская деятельность
интегрированная
Форма:
экспериментирование
подгрупповая
Интегрируемые области:
познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Возраст детей:
5 – 6 лет.
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу.
Познакомить с использованием магнита человеком.
-развивающие: развивать умение детей выдвигать гипотезы, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Словарная работа:
магнит, притягивать, магнитить, опыты, эксперименты.
Методы и приемы, используемые на занятии:
-наглядный показ слайдов.
-практическая исследовательская деятельность.
Материал: рукавица с магнитом, железные и не железные предметы.
На каждого ребенка: скрепки, картон (лабиринт, стаканчики с водой, магниты.
Ожидаемый результат:
Дети точно и полно отвечают на поставленные вопросы;
Слушают воспитателя и сверстников;
Выдвигают гипотезы и строят предположения;
Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов;
Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента.
Ход занятия
Организационный момент.
Цель: Создание у детей интереса к последующей практической деятельности.
Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.
Воспитатель:
Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад и по дороге нашла, чью-то рукавицу. А рукавица то не простая, а волшебная.
(рукавица с магнитом)
Воспитатель надевает рукавицу и проводит над подносом с металлическими предметами.
Воспитатель:
Ребята, догадались, что происходит?
Рукавица липкая стала?
(ответы детей)
загадывает загадку
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Что же это такое? (магнит)
Воспитатель: Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Рассматривание магнита
Воспитатель: Ребята, посмотрите, потрогайте наш магнит. Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? (ответы детей).
Вывод: Магнит гладкий, холодный, без запаха, твёрдый. Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче); они бывают разной формы.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру и вспомним, какие предметы притягивает магнит.
Игра «Магнетизм».
Цель: Закреплять представления о свойстве магнита, развитие внимания.
Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом.
Мы пройдем в нашу лабораторию. И вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть аккуратными и осторожными (ничего не брать в рот.)
«Действие магнита через другие материалы».
Цель: Формирование знаний детей о том, что магнит притягивает предметы из железа через бумагу, стекло, воду.
Опыт 1. «Волшебный лабиринт».
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Ой, посмотрите, что тут лежит?
(игра лабиринт) Как мы найдём правильную дорожку. У нас же нет ни карандаша, ни ручки. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру. (Дети выдвигают гипотезы).
Давайте я начну играть, а вы продолжите. (Воспитатель ведет магнитом под картонной карточкой с лабиринтом, скребка движется)
Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка?
Ребята возьмите картонную карточку, на нее положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.
Дети пробуют самостоятельно.
Воспитатель: Что происходит со скрепкой?
Почему двигается скрепка?
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: магнит притягивает предметы из железа через картон.
Опыт 2. «Рыбалка»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мы опустим магнит в воду, сохранит ли он свои магнитные свойства (Дети выдвигают гипотезы).
Перед вами лежат удочки (магнит на нитке)
Дети пробуют самостоятельно.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Все конспекты Магнит](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-185504-1513346098.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Изучаем свойства магнита Старшая группа Экспериментирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-185504-1513346125.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Конспекты с опытами Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД декабрь образовательные сформировать у детей представление о](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-185504-1513346159.jpg)
Что происходит со скрепкой?
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: Магнит притягивает предметы из железа в воде.
А вот задачка сложнее.
Опыт 3. «Достать, не замочив рук».
Воспитатель
Ребята, перед вами стоят стаканы с водой, там скрепки. Кто знает, как мы можем их оттуда достать? Ложки у нас нет, руками забираться в стакан – не красиво, да и не хочется. Удочку мы отложили в сторону. Вспомните игру лабиринт, там преградой был картон.
(Дети выдвигают гипотезы). Давайте я начну, а вы продолжите.
(Воспитатель прислоняет магнит к стакану на уровне скрепки. После того, как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигает вверх.)
Воспитатель: Вы видели, как скрепка двигается вверх за магнитом и как ее легко можно достать, не замочив рук.
Дети пробуют самостоятельно.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Изучаем свойства магнита магните и его свойстве притягивать железные предметы через воду стекло бумагу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-185504-1513346193.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Познакомить с использованием магнита человеком](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-185504-1513346217.jpg)
Что происходит со скрепкой?
Почему двигается скрепка?
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: Магнит притягивает предметы из железа через стакан (стекло)
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята поиграем немного? (Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку – из 4-5 штук). К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т. д. пока держатся. Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.
Практическая значимость магнита.
Цель: Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 развивающие развивать умение детей выдвигать гипотезы делать выводы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-185504-1513346248.jpg)
Воспитатель: А знаете ли вы, где люди используют магнит? Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор (слайд)
Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)
А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки (слайд)
Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравились проводить опыты?
Воспитатель: Что нового вы узнали о свойствах магнита?
Мне очень понравилось, как вы проводили эксперименты. Вы все были внимательны. Проявляли любознательность. Были активны. Ребята, а вы хотите еще поэкспериментировать с магнитом? Тогда в следующий раз, мы узнаем, притягивает ли магнит железные предметы через песок…
А сейчас мы посмотрим мультфильм «Магнетизм».
Список использованной литературы.
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 207 с.
2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5—6 лет: метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2006. — 205 с. — (Из детства – в отрочество) (Развитие речи).
3. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
6. «365 научных экспериментов». 2010 г.