Светлана Шаирко
Конспект занятия «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №44 «Красная шапочка»
Занятие в старшей группе
Воспитатель высшей категории:
Шаирко С. И.
Смоленск 2017 год
Воздух и его свойства.
Публикация «Конспект занятия „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
Цель: Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; уточнить и расширить знания детей о воздухе, его свойствах, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха; формировать интерес к экспериментальной деятельности; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.
Оборудование: Посылка, конверт с письмом, тазик с водой, стакан с водой, бутылочка с узким горлом, цветные ленточки по10см, трубочки, мячик, 2 пластиковых стакана, красный кубик, воздушные шары.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, нам в группу почтальон принес посылку. Интересно, что в ней? Посмотрите, здесь три стакана. В одном кубик, в другом – вода, третий пустой. А еще есть письмо!
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам дедушка Знай. Меня так зовут, потому что я много знаю и хочу, чтобы и вы стали знать больше. Попробуйте догадаться, что находится в третьем стакане. Желаю вам удачи»!
Воспитатель: Дети, подумайте, что находится в третьем стакане? На первый взгляд он пустой. ( Ответы детей: воздух).
Воспитатель: Да, ребята, воздух находится везде. О нем говорят: «он такой большой, что занимает весь мир. И он такой маленький, что пролезет в любую щель». Давайте проверим утверждение, что воздух находится везде.
Опыт 1. Воспитатель погружает в таз с водой бутылочку с узким горлом. Из бутылочки выходят пузырьки воздуха. Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что в бутылочке был воздух, но мы его не видели. Значит воздух невидимый!
Опыт 2. Воспитатель помещает в таз с водой мяч, наполненный воздухом. Он плавает на поверхности и не тонет. Значит воздух легкий.
Воспитатель: Дети, где используют эти качества воздуха? (Спасательный круг, автомобильные шины.).
Воспитатель: Через воздух видны предметы. Значит воздух какой? (Прозрачный). Дети, а кому необходим воздух? (Растениям, животным, человеку). Правильно, без воздуха мы, растения и животные погибнем. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещение, гулять в парке, в лес, где много деревьев и воздух чистый. А где воздух грязный? (вблизи дорог, около заводов).
Физкультминутка.
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и кусты.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
(Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора!
(Дети садятся).
Воспитатель: Мы с вами уже сказали, что воздух нам необходим, чтобы дышать. А чем мы дышим? (Легкими). А через что в легкие попадает воздух? (Через нос). Вы уже знаете, что в носу находятся ворсинки, проходя через которые воздух очищается. Поэтому нам нужно вдыхать воздух через нос. Давайте глубоко подышим. (Дыхательная гимнастика. Вдыхаем через нос. Выдыхаем через рот на цветные ленточки).
Воспитатель: А хотите посмотреть, сколько воздуха вы выдыхаете?
Опыт 3. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой. Вы видите пузырьки воздуха?
Вывод: Чем больше воздуха мы выдыхаем, тем больше пузырьков появляется в стакане.
Воспитатель: Воздух постоянно перемещается. Хотите почувствовать перемещение воздуха? Возьмите в руки листок бумаги и помашите им около лица.
Дети загадывают загадки о ветре.
Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
Неизвестно где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Вряд ли ты его уймешь.
- Что это такое? (Ветер).
Воспитатель: Правильно, дети. Движение воздуха – это ветер. Что умеет ветер? (Шуметь, завывать, свистеть, стучать, развевать волосы, платья, поднимать пыль). Ветер приносит нам пользу или вред? Где человек использует ветер? (Выберите из карточек нужные и расскажите).
Помогает ли ветер живой природе?
Воспитатель читает стихотворение «Ветерок».
Ветер, ветер, егоза,
Покажись-ка на глаза!
Побеги по саду,
Собери что надо:
Ароматы и пыльцу
(Будет все тебе к лицу,
Семена цветов и трав,-
То, что носят все ветра,
Но оставь летучки –
Дождевые тучки!
Дети обсуждают его: рассеивает пыльцу, разносит семена деревьев и трав, укрывает деревья снегом.
Вывод: Вы сегодня много узнали о воздухе : он находится везде, он не видимый, прозрачный, легкий, без запаха. Движение воздуха – это ветер.
Дети, а вы знаете, что с воздухом можно играть?
Воспитатель предлагает поиграть детям с воздушными шарами.