Татьяна Хлопкова
Конспект доминантного музыкального занятия «В страну сказок с музыкой Петра Ильича Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС № 3
«Колокольчик» г. Котельниково Волгоградская область.
Доминантное музыкальное занятие
Тема занятия :
В страну сказок с музыкой П. И. Чайковского
Выполнил
Музыкальный руковадитель : Хлопкова Т. Н.
Доминантное музыкальное занятие –подготовительная группа (слайд №1)
Публикация «Конспект доминантного музыкального занятия „В страну сказок с музыкой Петра Ильича Чайковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чайковский П.И.
- Темочки
Тема занятия : «Путешествие в сказку с музыкой П. И. Чайковского»
Цель: Создать условия для получения музыкальных впечатлений от знакомства с новым музыкальным жанром -балет. (Слайд 2)
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать и систематизировать представление детей о музыкальных жанрах.
- Продолжать знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского, с музыкой и содержанием-либретто балета «Щелкунчик».
-Находить взаимосвязь музыки и литературы.
Развивающие:
- Расширять и обогащать музыкально-слуховой опыт детей, их представление о музыкальной культуре, расширять словарный запас музыкальных терминами (музыкальный театр, балерина, танцор, оркестр, слушатель, зритель, зрительный зал, партер).
-Развивать творческое воображение.
-Вызвать интерес к прекрасным образцам русской классической музыки.
Воспитательные:
- Создать атмосферу творческого исследования, импровизации, музыкально-двигательной фантазии.
-Воспитывать чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе слушания.
-Формирование художественной и общей культуры воспитанников.
Материалы используемые на занятии :
- интерактивная доска, презентация, компьютер, барабаны с барабанными палочками, снежинки,цветы, фортепиано,
Предварительная работа: Слушание на музыкальных занятиях «Марша» и «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П. И. Чайковского, показ портрета композитора, использование «Вальса снежных хлопьев» в танце снежинок на Новогоднем празднике, знакомство детей со сказкой Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», рисунки по сказке, изготовление поделок руками родителей и детей, просмотр мультфильма «Щелкунчик»,беседа о поведении зрителей в театре,знакомство с музыкальными терминами-композитор, исполнитель.
№п / п Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута музыкальным руководителем :
- подготовиться к совместной познавательной деятельности на занятии;
- включиться в познавательную деятельность через игровую ситуацию.
Цель, которую м. р. хочет достичь на данном этапе:
- создать ситуацию готовности детей к сотрудничеству;
- способствовать подготовке детей к продуктивной деятельности на занятии.
Задачи:
- обеспечить доброжелательную обстановку для продуктивной деятельности на занятии;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- создать мотивационную ситуацию для постановки цели занятия.
Методы – словесные:
- эмоциональный тон м. р. ;
- заранее продуманное место расположения детей; 1. Приветствие (коммуникативная игра)
Музыкальный руководитель (далее М. р.) :
Под марш дети заходит в зал и выстраиваются в круг, их приветствует музыкальный руководитель и воспитанники приветствуют друг друга пальчиковой разминкой:
Я здороваюсь везде дома и на улице
Даже здравствуй говорю
Я знакомой курице
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветер
Здравствуй маленький дубочек
Здравствуй утро,здравствуй день
Мне здороваться не лень!
М. р. Ребята, вы любите сказки? (Да).Сказки любят не только дети, но и взрослые. А некоторые взрослые даже пишут музыку к сказкам. Как называются люди, которые сочиняют музыку? (Композиторы). Правильно, а как называют людей которые исполняют музыку? (Музыканты, исполнители. Вы любите слушать сказки? (Да). Сегодня я приглашаю вас не только послушать, но и посмотреть музыкальную сказку «Щелкунчик», но сначала была сказка, которую написал немецкий писатель Теодор Гофман (слайд №3). Русский композитор П. И. Чайковский (слайд №4) прочитал эту сказку, она ему очень понравилась. Тогда он решил сочинить к ней музыку- так получился балет «Щелкунчик»,где содержание рассказывают движениями, жестами, мимикой. А артистов называют балеринами и танцорами. Как вы думаете,а в роли кого вы будете в музыкальном театре (слушателя, зрителями). Правильно, вы будите зрителями, слушателями. А как должен вести себя зритель? (Не разговаривать, не кушать конфету).Вы правы,зритель должен быть вежлив, воспитан, не мешать артисту разговорами, шепотом, выключить мобильный телефон. А вот и последний третий звонок (ударяю по треугольнику) наши места в партере - перед сценой. Прошу занять свои места в зрительном зале. (Дети вместе в м. р. и воспитателем занимают места в «зрительном зале).(слайд-5)
В чудесный тихий зимний вечер,
Когда зажглись в окошках свечи.
Под Новый год и Рождество
Случилось это волшебство…
Это было давным-давно в одном маленьком немецком городке. В доме советника Штальбаума на новогодний праздник собралось много гостей. Маша, ее брат и друзья собрались около закрытых дверей. Дети догадывались, что за дверью взрослые убирают елку, готовят им подарки. Но вот двери распахнулись, и малыши вошли в комнату. Чудесная елка сверкала разноцветными огнями. На ее ветках покачивались орешки, яблоки, конфеты. Зазвучал марш,и детям стали раздавать подарки Исполняется «Марш» (видео-слайд-6-2 щелчка).
2. Повторение изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- понимать практическую значимость изучаемого материала.
Цель, которую м. р. хочет достичь на данном этапе:
- оказать помощь детям в овладении соответствующими материалами занятия;
Задачи:
- формировать умение ориентироваться на листе бумаги (середина листа, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, под, над, справа, слева).
Методы организации – словесные, ситуативно-наглядные;
Методы стимулирования –
Праздник в разгаре. (слайд-7) Но вот смех затих-появился странный гость в черной маске и черном плаще до пят. Дети испугались, но таинственный гость быстро снимает плащ, маску, и все узнают старого доброго друга -Дроссельмейера. Он мастер на все руки и всегда приносил замечательные подарки! Мгновение - и перед детьми появляются новые подарки. (слайд-8)Но самый интересный подарок-маленький деревянный человечек. Правда, он немного неуклюжий: широкое длинное туловище, короткие и тонкие ноги, огромная голова со смешной косичкой. (слайд-9) Но лицо- приветливое, глаза добрые, и ласковые. Как же его звать? Оказывается, что он только то и делает, что щелкает твердые орешки. Поэтому и назвали его Щелкунчик.
Девочки наперебой давали ему маленькие орешки. (слайд-10) А брат начал выбирать самые крупные. И вдруг -щелк! –внезапно у Щелкунчика выпали три зуба, и нижняя челюсть беспомощно отвисла. Брат бросил сломанную игрушку на пол. Маша осторожно подняла Щелкунчика, подвязал челюсть белой ленточкой и положила его в кроватку. «Щелкунчик,- проговорила она. Я знаю, он это сделал случайно, прости, брата, у него доброе сердце. Ты не волнуйся, я вылечу тебя». И вдруг Щелкунчик заговорил: «Дорогая Маша! Ведь я не всегда был таким уродливым. Все это чары злой колдуньи Мышильды - королевы Мышиного царства».
Часы пробили двенадцать. Отовсюду послышалось шипенье, писк. В один миг множество мышей наполнило комнату. Исполняется «Бой с мышами». (видео слайд-11-2 щелчка)
В бой с мышами вступили оловянные солдатики во главе со Щелкунчиком. Вражеское войско окружило Щелкунчика. Мышиный король вот-вот бросится на него. И тогда Маша схватила со стола подсвечник и со всей силой бросила его в голову Мышиного короля. Все пропало. Один только Щелкунчик лежит неподвижно на полу.
3. Изучение учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- обеспечить восприятие и запоминание изучаемого материала
Цель, которую м. р. хочет достичь на данном этапе:
- содействовать усвоению детьми способов и действий, которые приведут к определенному выводу;
Задачи:
- понимать и выполнять задания вместе с воспитателем;
- проверить коммуникативные умения детей – слышать вопрос и давать на него ответ;
- обеспечить двигательную активность детей.
Методы организации – словесные, наглядные, практические, ТСО;
Методы стимулирования – похвала;
Маша бросилась к нему : «О мой Щелкунчик, ты недолжен погибнуть!». И тут произошло невероятное: глаза Щелкунчика открылись (слайд-12) Но что это? Это был уже не Щелкунчик, а прекрасный принц! Принц, благодарный Маше за свое спасение, пригласил ее в сказочную страну сластей ее столицу- Конфеттенбург:
Стены дома распахнулись, Маша и Принц оказались в еловом лесу. Большими хлопьями начал падать снег,и снежинки закружились в прекрасном вальсе-Исполняется «Вальс снежных хлопьев». (видео слайд-14-2 щелчка).
В этом королевстве сладостей хозяйничала фея Драже
В Конфеттенбурге всех встречают уже
Волшебная, чудная Фея Драже
Ей сказочные феи помогают
И праздник наш чудесно освещают. (видео слайд-15-2 щелчка)-Исполняется «Танец Драже»
Маша и Принц как заколдованные переступили порог необычного дворца. Начался веселый праздник.
Мы рады приветствовать наших гостей
В чудесной, волшебной стране сластей.
Открыть наш праздник очень рад
Испанский танец-«Шоколад»(Исполняется «Испанский танец «Шоколад») (видео слайд-16-2 щелчка)
Мы друзей своих встречаем
Ароматным,вкусным чаем.
Китайский танец-«Чай (Исполняется «Китайский танец «Чай»).(видео слайд-17-2 щелчка)
Зал дворца заполнили цветы, которые танцевали прекрасный вальс (Исполняется «Вальс цветов») (видео слайд-18-2 щелчка)-на фоне музыки звучат стихи :
4. Закрепление изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- обеспечить закрепление в памяти знаний и способов действий, которые необходимы при выполнении заданий.
-развивать внимание, память, мышление, воображение;
Цель, которую м. р. хочет достичь на данном этапе:
- организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в измененных ситуациях.
Задачи:
- создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- уметь анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы;
- включить изучение нового материала в систему знаний ребенка через игровую ситуацию;
- помочь детям осознать ценность совместной деятельности.
Методы организации – словесные, наглядные, практические, ТСО;
Методы стимулирования – похвала;
Волшебный праздник продолжатся
Цветы зимою распускаются :
Хоть за окном трещат морозы,
Но в зале расцветают розы
Фиалки. маки,васильки
Свои раскрыли лепестки,
И каждый танцевать готов
Прекрасный, чудный «Вальс цветов».(Исполняется «Вальс цветов»).
В разгаре всеобщего веселья Маша почувствовала усталость. Она тихонько вышла в соседнюю комнату, села в кресло и уснула.
Наступило утро. Солнечный лучик заглянул в окно, мягко упал на лицо девочки. Она проснулась, удивленным взглядом окинула знакомую комнату. На коленях у нее лежал смешной деревянный человечек. (слайд-19)
М. р. Я приглашаю вас пройти в фойе театра, чтобы обменяться впечатлениями о том, что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Дети: (Мне понравилась Маша. А мне понравился «Вальс цветов».Какой храбрый Щелкунчик, он не побоялся Мышильды. А я впервые увидела как танцует балерина! Мне понравились костюмы, сцена.)
М. р. «Какие ощущения у вас вызвала музыка «Вальса цветов» и «Бой с мышами»,она была одинаковая по настроению или разная?
Дети: Музыка была разная. «Вальс цветов» звучал нежно, ласково, плавно и балерины танцевали нежно, а движения плавные, а музыка «Бой с мышами» тревожно, грозно, страшно, а Щелкунчик сражался смело, храбро и музыка звучала отважно, громко, решительно.
М. р. Мне очень понравилось, как вы слушали и смотрели балет, как говорили о музыке и артистах. Хочу попросить вас через рисунок показать свои впечатления от знакомством с балетом. А сейчас я предлагаю вам исполнить роль артиста балета. Посмотрите, в зале приготовлены барабаны с палочками, цветы, снежинки. Возьмите на свой выбор любой атрибут, если зазвучил «Вальс цветов»-ребята с цветами будут импровизировать, под «Вальс снежных хлопьев» танцуют с снежинками, а под «Марш» с барабанами. Звучит музыка дети определяют фрагмент и импровизируют.
5. Рефлексия
Цель:
– оказать помощь детям в осмыслении
собственной деятельности и осознании личных достижений;
- организовать беседу с использованием вопросов, связанных с познавательной деятельностью детей, с их эмоциональным состоянием
М. р. Как вы думаете,ребята,а где можно услышать музыку балета «Щелкунчик»?
Дети: На экране телевизора, посетить музыкальный театр, в школе на уроках музыка.