Галина Фольмер
Условия для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности в группе РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Деятельность педагога по созданию условий для развития художественно- творческих способностей детей в конструктивной деятельности в группе РАС»
Подготовила: воспитатель Фольмер Галина Николаевна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» (апрель 2020г)
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Поэтому работа по конструированию или конструктивно-модельная деятельность являются важной частью работы с детьми нашей группы.
Публикация «Условия для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности в группе РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для этого в группе обустроен и наполнен уголок содержимым по конструированию или конструктивно-модельной деятельности, опираясь на программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в данной возрастной группе.
В связи с особенностями развития детей группы особое внимание уделяю их безопасности. В связи с этим данный вид деятельности проводится с каждым ребенком индивидуально и среда организованна прежде всего с учетом безопасности деятельности детей. Кроме того, каждый конструктор обследован на предмет безопасного использования, потому что на деталях бывает производственный брак: заусеницы, сколы и тому подобное.
Для аутичных детей характерны стереотипные, повторяющиеся действия, которые могут приобрести ритуальный, устойчивый характер. Ритуальные действия детей с аутизмом обращают на себя внимание несуразностью. Аутичные дети фактически все время находятся в стрессовых ситуациях из-за непонимания того, что происходит, и непонимания окружающими их действий. Стереотипное поведение при аутизме - это реакция организма на тревогу и стресс. Они бесконечные выкладывают ряды, строят пирамиды и т. д. Педагог уводит их от этих действий переключая их на игру или какой-либо другой вид деятельности. Так же у этих детей наблюдается нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности). Так же дети группы часто могут не откликаться на зов, не оборачиваться на источник звука, не следит взглядом за предметом.
Именно поэтому, опираясь на особенности развития детей с расстройством аутистического спектра, деятельность по развитию художественно- творческих способностей детей в конструктивной деятельности на начальном этапе была построена на ознакомлении детей с Монтессори материалами и работе с ними. Это способствовало развитию заинтересованности детей к конструированию посредсвом, привлекательности функциональности и, что немало важно автодидактичности этих пособий.
РОЗОВАЯ БАШНЯ.
МАТЕРИАЛ: 10 деревянных кубов розового цвета. Ребро наименьшего куба – 1 см, наибольшего – 10 см; ребро каждого куба на 1 см длиннее, чем ребро предшествующего по величине куба.
ЦЕЛИ: развитие глазомера, построение башни соответственно уменьшению размеров кубов (т. е. построение сериационного ряда); создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями “большой – маленький”. Развитие контроля и координации движений.
С розовой башней можно проделывать очень много упражнений.
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Построение башни с другим взаимным расположением кубов. Кубы при этом ставят друг на друга точно на угол, вдоль одной и той же пары соседних граней. В качестве контроля ошибок (на этот раз механического) используют самый маленький кубик, выставляя его поочередно на каждую из получившихся “ступенек”. Ширина ступенек при правильно выстроенной башне должна быть в точности равна ширине наименьшего кубика.
2) Построение “лестницы” из кубиков, лежащих на ковре.
3) Положить кубы на ковер “наискосок” – так, чтобы каждый куб одним своим ребром касался предыдущего, а другим – последующего куба.
5) Расположить кубы на ковре в виде круга, спирали.
КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА.
МАТЕРИАЛ: 10 прямых призм из темно-коричневого дерева высотой 20 см. Основания призм являются квадратами размером от 1 х 1 см2 до 10 х 10 см2.
ЦЕЛИ: развитие глазомера, построение лестницы в соответствии с изменением размеров призм (т. е. построение сериационного ряда); создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями “толстый – тонкий”
УПРАЖНЕНИЯ: 1) Когда лестница будет построена, берут небольшой шарик и пускают его вниз по лестнице. Шарик катится, раздается соответствующая “мелодия”.
2) Построить “стенку”, кладя призмы друг на друга на боковую грань.
3) Построить высокую “башню”, ставя призмы друг на друга на основания.
4) Построить “забор”, ставя призмы друг рядом с другом на основания.
5) Построить “елку”. Каждую следующую призму кладут сверху на боковую грань под прямым углом к предыдущей.
6) Построить лестницу, начиная
а) с самой тонкой призмы;
б) с призмы промежуточной толщины.
7) Строится лестница. Одну призму учитель убирает и сдвигает оставшиеся так, чтобы ликвидировать щель. Ребенка просят показать то место, откуда вынули призму.
ЦВЕТНЫЕ ЦИЛИНДРЫ
МАТЕРИАЛ: 4 ящика с цветными крышками, в которых находятся цилиндры того же цвета, что и крышки.
ЦЕЛИ: сопоставление величин, построение сериационных рядов,
экспериментирование
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Построить из цилиндров любого цвета башню:
а) поставив цилиндры друг на друга посередине;
б) поставив цилиндры так, чтобы все они касались одной и той же воображаемой вертикальной прямой. Тогда в проекции вдоль этой прямой на плоскость стола все окружности – основания цилиндров – будут касаться друг друга в одной и той же точке;
в) поставив цилиндры друг на друга так, чтобы точки касания оснований соседних цилиндров располагались по кругу, тогда сверху башня будет похожа на спираль.
3) Комбинации цилиндров из нескольких ящиков.
4) Построить ряд красных цилиндров, рядом с ними – ряд желтых и сравнить их.
5) Построить все ряды цилиндров друг перед другом и сравнить их.
6) Построить из желтых, красных и зеленых цилиндров окружность, треугольник, крест, располагая их в правильном порядке друг за другом.
7) Построить квадрат из цилиндров всех четырех ящиков.
8) Построить друг на друге ряды цилиндров:
а) желтые на красных;
б) красные на желтых;
в) зеленые на желтых;
г) желтые на зеленых;
д) зеленые на красных;
е) красные на зеленых;
ж) красные, желтые и зеленые друг на друге.
9) Построить башню, чередуя цилиндры через один:
а) желтые и красные;
б) желтые и зеленые;
в) желтые, красные и зеленые – до тех пор, пока это возможно.
Комбинации цветных цилиндров с другими материалами
10) Построить башню из призм Коричневой лестницы, а вокруг нее с четырех сторон – башни из цилиндров каждого цвета.
11) Построить Розовую башню, а рядом – башню из желтых цилиндров; сравнить их.
12) Построить Коричневую лестницу, а на ее ступеньках – ряд из красных цилиндров; сравнить их.
Так же в работе используются «Конструктивные треугольники, плоскостные изображения цветка, дерева и листка дерева.
В группе имеются : строительный материал большой пластмассовый,
строительный материал маленький губковый, конструктор «Лего», мозаики
различных размеров.
Расположены эти материалы в таком месте, чтобы дети могли легко подойти к ним, иметь возможность брать и пользоваться ими. В группе удобная мебель : невысокие стеллажи, — и достаточно места на игровом коврике, где дети сооружают постройки. Хранятся конструкторы в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить.
В группе с детьми проводится конструирование из природного материала. Для творчества детям предлагаются: шишки, скорлупу грецких орехов, каштаны, листья. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, гороха, разноцветные перышки и т. д., а также веточек, палочек для мороженного, дети изготавливают только под контролем педагога.
Для художественного конструирования (из бумаги, природного материала) оборудуется стол для каждого воспитанника группы индивидуально всегда под присмотром и при помощи педагога, обязательно по желанию детей, на котором раскладываются заготовки и материалы, и оставлено место для того, чтобы дети могли удобно за ним расположиться.
Для упражнений детей в складывании бумаги имеется пособие «Складывание
тканевых салфеток» имеющие основные ориентиры по которым дети
самостоятельно могут оценить правильность выполненного действия.
Для детей группы предоставлены разнообразные материалы, бумажные формы, элементов декорирования поделок, пошаговые пины по конструированию из бумаги. Это стимулирует фантазию и расширяет кругозор детей, побуждает к действиям с новыми материалами, экспериментированию, даёт детям возможность выразить свои мечты, желания в творчестве.