Млада Сидорова
Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»
Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В целом деятельность рассматривается как самостоятельная, если индивид выполняет новые задачи или действует в незнакомой ситуации без посторонней помощи. Самостоятельная деятельность дошкольника предполагает косвенное руководство взрослого, но возникает по инициативе самих детей.
Структура самостоятельной деятельности (по Н. А. Ветлугиной):
1. Возникновение художественного замысла, продиктованного мотивами и художественным опытом ребенка. На этом этапе осуществляется выбор вида деятельности, привлечение участников, распределение ролей, подготовка материалов.
2. Самостоятельные действия по реализации замысла, определяемые уровнем владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.
3. Совершенствование и коррекция замысла и способов реализации.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).
Педагогические условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей:
- Наличие устойчивых умений и навыков;
- Наличие запаса ярких, эстетически окрашенных музыкальных впечатлений, полученных детьми на игровых занятиях, праздниках, развлечениях;
- Наличие содружества детского сада и семьи;
- Организация предметно-пространственной среды;
- Косвенное руководство воспитателя;
- Характер музыкального репертуара;
- Интегрирование всех видов художественной деятельности.
Наличие устойчивых умений и навыков в области восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах:
От действий по показу или образцу, представленному взрослым,
к возникновению инициативных, непреднамеренных действий,
и далее — к действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий.
Сотрудничество с семьёй.
Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления, приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-эстетическому развитию детей.
Организация предметно-пространственной среды:
- соответствие предметно-пространственной среды уровню музыкального развития детей;
- учет музыкальных интересов и индивидуальных особенностей дошкольников;
образный, оригинальный характер конструирования самого содержания среды;
- динамичность и вариантность содержания среды;
- специфичность и относительная обособленность;
- полифункциональный характер оборудования и материалов;
- должна иметь привлекательный вид, художественно-образное решение;
- носить сюжетно-игровой, занимательный характер и быть удобными для каждого вида музыкальной деятельности.
Характер музыкального репертуара:
- быть высокохудожественным, удовлетворять потребности ребенка в культурно-ценностном познании;
- соответствовать возрастным возможностям эмоционального и интеллектуального развития детей; увлекать своей выразительностью, художественностью и вызывать интерес у дошкольников;
- включать произведения, не представляющие затруднений при самостоятельном их воспроизведении детьми данного возраста;
- включать произведения, дающие возможность для создания игровой ситуации, их драматизации в движениях, театральных постановках и т. д.
Связь музыки с другими видами образовательной деятельности:
Физическая культура:
Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности
Здоровьесбережение:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации
Коммуникация:
Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи.
Познание:
Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества
Социализация:
Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Художественное творчество:
Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества
Чтение художественной литературы:
Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
Безопасность:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности