МААМ-картинки

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Anna Vladimirova
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

Из опыта работы воспитателя,

Владимировой Анны Петровны

МБДОУ «ДС №251 г. Челябинска»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги.»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» размещена в разделах

Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Проблема всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.

Художественное творчество, которое воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, способствует решению данной проблемы. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей и расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. В общении, во время непрерывной образовательной деятельности, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок - неповторимая личность.

Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой деятельностью, она в дошкольном детстве является основной. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как развитие продуктивной деятельности, так и творчества дошкольников. Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно–творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно–творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи.

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Провести диагностику художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Создать развивающую среду в группе.

4. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

5. Поддерживать у детей творческие проявления, самостоятельность, инициативность, индивидуальность в процессе продуктивной деятельности, побуждать использовать разнообразные изобразительные техники и их сочетания, поощрять творческое экспериментирование с изобразительными материалами. Формировать у детей позицию художника-творца.

6. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

Основными направлениями моей деятельности являются: создание и обогащение развивающей среды в группе необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей развитие художественно–творческих способностей воспитанников. Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей в области «Художественно-эстетическое развитие», вовлечение родителей в творческий процесс с детьми, развитие собственной креативности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой систематизировала полученные знания.

Проводились мониторинги освоения детьми области «Художественно-эстетическое развитие», включающими в себя диагностику детей и анкетирование родителей, с целью выявления особенностей художественно–творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников. А диагностика позволяла выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Низкие показатели диагностики показывали о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. При ответе детей на вопрос «Кому бы вы хотели показывать свои работы? Когда мама, рассматривает твои работы, что она говорит?», некоторые дети отказывались показывать свои работы маме, говорят, что она их ругает или выбрасывает. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Второй этап деятельности по данной теме начала с обогащения развивающей среды.

С целью обогащения опыта творческой деятельности воспитанников, активизации детского художественного творчества была создана развивающая среда группы, оснащённая необходимым оборудованием, разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами и инструментами для изобразительной деятельности и художественного труда. Так в группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда. Дети могут самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью, так же знакомиться с творчеством художников, художников-иллюстраторов, экспериментировать с различными изобразительными материалами и техниками. В группе есть стенд для выставки детских работ. Детям очень нравится организовывать выставки своих работ, чтобы показать, рассказать и поделиться своими впечатлениями с родителями.

В совместной деятельности с родителями и детьми создаём благоприятную атмосферу в группе и на участке, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии. На конкурсе «Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности» в нашем детском саду заняли призовое место.

В ходе следующего этапа деятельности был сформирован у детей интерес к продуктивной деятельности, способствующий развитию художественно-творческих способностей.

Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей. В первой части, проводим с детьми постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части, происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого–либо продукта детского творчества. В третьей части, обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию, и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми во время проведения занятия мы можем отправиться в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Обязательно, в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.

Начала работу по данной теме с детьми младшего возраста с нетрадиционных способов рисования. Был разработан творческий игровой проект для детей первой младшей группы «Весёлые пальчики и ладошки», детям было очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы: кисть, карандаши, краски. Использование этих предметов не способствовало развитию воображения, фантазии и не позволяло детям более широко раскрыть свои творческие способности.

А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Проводили такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети, отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и предлагали дорисовать до какого–либо образа; «Семейка медвежат» - предлагались детям трафареты медвежат, и надо было одеть на каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).

Сочетали рисование и аппликацию, лепку и аппликацию. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации.

У детей формировался мотив - стремиться выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Вместе с детьми выполняли коллективные аппликации «Аквариум», «Новогодняя ёлочка», «Весенняя полянка», по сказке «Гуси-лебеди» и много других работ, делали работу в технике коллажа.

Одним из направлений работы является взаимодействие и сотрудничество с родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности.

С этой целью были проведены ряд консультаций и родительских собраний («Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников» и др.).

Вовлекая родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей: выставки рисунков и поделок из природного и бросового материала «Золотая осень», «Зимняя фантазия», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки» и т. д.

Таким образом, подводя итоги моей работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы. Результатом своей работы, я считаю, не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Перспектива педагогической деятельности.

Разнообразить и усложнить техники нестандартного развития творческих способностей. Ввести ранее не используемый материал для рисования. Разработать больше подгрупповых и коллективных занятий. Использовать продуктивную деятельность на улице. Принимать участие в различных городских и всероссийских конкурсах и выставках. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои творческие способности, накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями. Продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и всероссийском уровне. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративного рисования «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через декоративное рисование»Слайд 2. Декоративное рисование.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности" “Театр – это волшебный мир.

Развитие творческих способностей средствами эксперементированной деятельности детей младшего дошкольного возраста Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру организован так, что.

Консультация для воспитателей «Ступеньки художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творчество - это процесс, который направлен на создание новых ценностей. Творчество.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности .

Презентация на тему «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры» Надежда Николаевна Презентация на тему: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры. Дорогие.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим.

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельностиРазвитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности Развитию творческих способностей дошкольников уделяется особое внимание. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности
Опубликовано: 27 марта 2018 в 17:26
+130Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Anna Vladimirova в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД