Колотилкина Ольга Борисовна
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный опыт работы по теме : «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников".
Под познавательной активностью детей раннего возраста следует понимать активность и заинтересованность в принятии информации, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, проявление творчества.
Наиболее эффективные методы это:
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
-Метод обучения, познания-умение анализировать и усваивать знания осознанно (В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков)
-Метод приема и сравнения. К. Д. Ушинский говорил: «Все в жизни мы познаем не иначе как через сравнение.»
Проявление самостоятельности, творчества, выдумки ведет к методу моделирования и конструирования.
Способность детей к моделированию доказана в психологических исследованиях (Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская и т. д.) и педагогических (В. Г. Нечаева, Н. Ф. Виноградова). Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Дети через игру учатся располагать предметы в пространстве. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию окружающего мира, воздействуют на повышение познавательной активности ребенка и игровую деятельность.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сложились достаточные формы работы с родителями, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Конструирование (из строительного материала)- это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией) дает возможность для творчества, формирует у малыша предвидеть будущий результат, развивает пространственное мышление, дает толчок к обогащению речи ребенка.
В раннем возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной и театрализованной игрой. Инициатива исходит от воспитателя. Дети выполняют мои задания, некоторые указания. Основную задачу я ставлю: побуждать интерес к конструированию, приобщать детей к созданию простейших конструкций. Прежде, чем работать с конструктором, я учу складывать все детали в соответствии с образцом. Для чего я это делаю? В дальнейшем умение убирать формы по порядку, сэкономят и наше время и сохранят подольше игровой материал.
На начальном этапе я знакомлю детей со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма, формирую понятия: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, учу овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач- заменять меньшие детали на большие, пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Дети строят для зайки дорожку длинную и короткую, заборчик для поросят низкий-для маленьких, высокий-для больших, башенки, ворота, скамейки и т. д.
Сначала я формирую умение располагать кирпичики в ряд, различать пластины (длинные, короткие, учу различать пространственные признаки (узкий-широкий, короткий-длинный). Обучаю двум способам измерения конструкции в длину, замене мелких деталей на более крупные и пристраиванию.
Далее дети учатся ставить кирпичики на узкую плоскость-длинную и короткую. Сначала сооружают заборчик для животных, замыкая плотно пространство, прикладывая кирпичики друг к другу. При этом я говорю: «Чтобы наши животные не разбежались, вначале мы соорудим постройку и только после этого заселим наших животных в новый домик.»
Задание это требует от детей умения соотносить размеры игрушки с возводимым ими заборчиком.
Прежде, чем я приступаю к работе над этими терминами (ворота, мебель, я знакомлю детей с объектом через рассматривание картин, пение песен, рассказывание сказок и стихов. Знакомлю с основными частями, их практическим назначением.
Цель конструктивной деятельности будет достигнута только тогда, когда обследование образца я проведу в определенной последовательности: объект в целом, его части, пространственное расположение относительно друг друга, детали из которых построена каждая часть. И в заключении я обращаю внимание детей на объект в целом. Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности сооружения постройки.
Основная образовательная задача: уже в дошкольном возрасте дети должны применять полученные знания в самостоятельной деятельности : анализировать окружающие их объекты, комбинировать знакомые им детали для создания простых конструкций. Решается эта задача методом обследования образца по определенной схеме: предложением различных вариантов одной и той же постройки, различными способами ее выполнения.
Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для интеграции ее в конструктивную деятельность детей. Герои, живущие в сказке, побуждают ребенка строить дом для зайки, кроватку для медвежонка… Малыши только начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки (высота, длина, ширина, соотносить их между собой.
Занятия конструированием очень важны для малыша. Этот вид деятельности не только доставляет ребенку удовольствие, но и способствует его всестороннему развитию – малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру, у него формируется познавательные и практические действия. Кроме этого, занятия конструированием учат ребенка быть любознательным в познании нового, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути решения практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Конструирование – это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как дарит ощущение собственной значительности и компетентности. «Я сумел! У меня получилось!», вдохновляет на новые свершения.
Специальные методики конструирования, созданные для малышей, позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты, а использование соответствующих возрасту материалов помогает освоить несложные приемы конструирования быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша. Наиболее эффективна форма подачи материала – сюжетно-игровая: используются интересные ребенку сюжеты, а выполнение задания становится необходимым и важным для достижения результата в ходе интересной игры. Такой подход позволяет создать устойчивый мотив деятельности, побуждая малыша прилагать усилия и помогая ему добиться результата. Использование готовой картинки основы для выполнения заданий по плоскому конструированию облегчает организацию занятия и сокращает время его проведения, сворачивая этап подготовки. Для других заданий требуются специальные материалы для конструирования – кубики и строительные наборы, счетные палочки и конструкторы.
Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного. Взрослый может сам построить что-то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Нужно обыграть постройки с мелкими игрушками, чтобы вызвать у ребенка желание строить. Для обыгрывания построек необходимо приготовить: маленьких куколок, зверюшек, домашних животных, машинки разных размеров и т. д. Можно во время прогулок понаблюдать за работой строителей, рассмотреть разные виды транспорта. Необходимо подобрать и рассмотреть картинки с изображением домов, мостов, грузового и пассажирского транспорта и т. д. Посмотреть и почитать малышам детские книжки про строителей, разные виды автомобилей, с крупными, понятными и яркими картинками, с забавными и интересными стихотворениями. При овладении конструированием могут происходить своего рода маленькие «открытия» - узнавание в случайно образовавшемся сочетании деталей знакомого предмета. Пониманию изобразительного значения построек способствует их обыгрывание, включение в изобразительную и за тем в сюжетную игру. Например, на построенных ребенком стульчиках и диванах сидят куклы, «пьют чай». Они же «ходят» по построенным дорожкам, «живут» в домиках. Понимание изобразительного значения построек, в свою очередь, способствует переходу ребенка от «буквального» повторения построек, показанных взрослым, к их видоизменениям, зачаткам самостоятельного намеренного конструирования, которое станет особой деятельностью ребенка позднее, в старшем возрасте.
Необходимо чаще хвалить ребенка, радоваться вместе с ним, восхищаться его постройками. После того как ребенок приобретет элементарные строительные навыки можно сделать большую совместную постройку (комнату для кукол или гараж для машин, сказочный городок, большой необычный дом и т. д. Главная цель таких игр – заинтересовать малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность. Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.