МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»

Колотилкина Ольга Борисовна
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщенный опыт работы по теме : «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников".

Под познавательной активностью детей раннего возраста следует понимать активность и заинтересованность в принятии информации, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, проявление творчества.

Наиболее эффективные методы это:

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников“» размещена в разделах

-Метод обучения, познания-умение анализировать и усваивать знания осознанно (В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков)

-Метод приема и сравнения. К. Д. Ушинский говорил: «Все в жизни мы познаем не иначе как через сравнение.»

Проявление самостоятельности, творчества, выдумки ведет к методу моделирования и конструирования.

Способность детей к моделированию доказана в психологических исследованиях (Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская и т. д.) и педагогических (В. Г. Нечаева, Н. Ф. Виноградова). Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Дети через игру учатся располагать предметы в пространстве. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию окружающего мира, воздействуют на повышение познавательной активности ребенка и игровую деятельность.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Сложились достаточные формы работы с родителями, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Конструирование (из строительного материала)- это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией) дает возможность для творчества, формирует у малыша предвидеть будущий результат, развивает пространственное мышление, дает толчок к обогащению речи ребенка.

В раннем возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной и театрализованной игрой. Инициатива исходит от воспитателя. Дети выполняют мои задания, некоторые указания. Основную задачу я ставлю: побуждать интерес к конструированию, приобщать детей к созданию простейших конструкций. Прежде, чем работать с конструктором, я учу складывать все детали в соответствии с образцом. Для чего я это делаю? В дальнейшем умение убирать формы по порядку, сэкономят и наше время и сохранят подольше игровой материал.

На начальном этапе я знакомлю детей со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма, формирую понятия: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, учу овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач- заменять меньшие детали на большие, пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Дети строят для зайки дорожку длинную и короткую, заборчик для поросят низкий-для маленьких, высокий-для больших, башенки, ворота, скамейки и т. д.

Сначала я формирую умение располагать кирпичики в ряд, различать пластины (длинные, короткие, учу различать пространственные признаки (узкий-широкий, короткий-длинный). Обучаю двум способам измерения конструкции в длину, замене мелких деталей на более крупные и пристраиванию.

Далее дети учатся ставить кирпичики на узкую плоскость-длинную и короткую. Сначала сооружают заборчик для животных, замыкая плотно пространство, прикладывая кирпичики друг к другу. При этом я говорю: «Чтобы наши животные не разбежались, вначале мы соорудим постройку и только после этого заселим наших животных в новый домик.»

Задание это требует от детей умения соотносить размеры игрушки с возводимым ими заборчиком.

Прежде, чем я приступаю к работе над этими терминами (ворота, мебель, я знакомлю детей с объектом через рассматривание картин, пение песен, рассказывание сказок и стихов. Знакомлю с основными частями, их практическим назначением.

Цель конструктивной деятельности будет достигнута только тогда, когда обследование образца я проведу в определенной последовательности: объект в целом, его части, пространственное расположение относительно друг друга, детали из которых построена каждая часть. И в заключении я обращаю внимание детей на объект в целом. Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности сооружения постройки.

Основная образовательная задача: уже в дошкольном возрасте дети должны применять полученные знания в самостоятельной деятельности : анализировать окружающие их объекты, комбинировать знакомые им детали для создания простых конструкций. Решается эта задача методом обследования образца по определенной схеме: предложением различных вариантов одной и той же постройки, различными способами ее выполнения.

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для интеграции ее в конструктивную деятельность детей. Герои, живущие в сказке, побуждают ребенка строить дом для зайки, кроватку для медвежонка… Малыши только начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки (высота, длина, ширина, соотносить их между собой.

Занятия конструированием очень важны для малыша. Этот вид деятельности не только доставляет ребенку удовольствие, но и способствует его всестороннему развитию – малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру, у него формируется познавательные и практические действия. Кроме этого, занятия конструированием учат ребенка быть любознательным в познании нового, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути решения практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Конструирование – это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как дарит ощущение собственной значительности и компетентности. «Я сумел! У меня получилось!», вдохновляет на новые свершения.

Специальные методики конструирования, созданные для малышей, позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты, а использование соответствующих возрасту материалов помогает освоить несложные приемы конструирования быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша. Наиболее эффективна форма подачи материала – сюжетно-игровая: используются интересные ребенку сюжеты, а выполнение задания становится необходимым и важным для достижения результата в ходе интересной игры. Такой подход позволяет создать устойчивый мотив деятельности, побуждая малыша прилагать усилия и помогая ему добиться результата. Использование готовой картинки основы для выполнения заданий по плоскому конструированию облегчает организацию занятия и сокращает время его проведения, сворачивая этап подготовки. Для других заданий требуются специальные материалы для конструирования – кубики и строительные наборы, счетные палочки и конструкторы.

Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного. Взрослый может сам построить что-то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Нужно обыграть постройки с мелкими игрушками, чтобы вызвать у ребенка желание строить. Для обыгрывания построек необходимо приготовить: маленьких куколок, зверюшек, домашних животных, машинки разных размеров и т. д. Можно во время прогулок понаблюдать за работой строителей, рассмотреть разные виды транспорта. Необходимо подобрать и рассмотреть картинки с изображением домов, мостов, грузового и пассажирского транспорта и т. д. Посмотреть и почитать малышам детские книжки про строителей, разные виды автомобилей, с крупными, понятными и яркими картинками, с забавными и интересными стихотворениями. При овладении конструированием могут происходить своего рода маленькие «открытия» - узнавание в случайно образовавшемся сочетании деталей знакомого предмета. Пониманию изобразительного значения построек способствует их обыгрывание, включение в изобразительную и за тем в сюжетную игру. Например, на построенных ребенком стульчиках и диванах сидят куклы, «пьют чай». Они же «ходят» по построенным дорожкам, «живут» в домиках. Понимание изобразительного значения построек, в свою очередь, способствует переходу ребенка от «буквального» повторения построек, показанных взрослым, к их видоизменениям, зачаткам самостоятельного намеренного конструирования, которое станет особой деятельностью ребенка позднее, в старшем возрасте.

Необходимо чаще хвалить ребенка, радоваться вместе с ним, восхищаться его постройками. После того как ребенок приобретет элементарные строительные навыки можно сделать большую совместную постройку (комнату для кукол или гараж для машин, сказочный городок, большой необычный дом и т. д. Главная цель таких игр – заинтересовать малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность. Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности Костерина Елена Владимировна, воспитатель 1 младшей группы МБДОУ № 89 «Умка» «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально-исследовательской деятельности 1сл. Мастер класс по теме самообразования «Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально – исследовательской деятельности».

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность» Я работаю в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска в группе общеразвивающей направленности. Наш сад является муниципальной.

Опыт работы по теме «Развитие музыкально-ритмических движений младших дошкольников через игровые методы и приемы» Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку,движение и слово. На сегодняшний.

Опыт работы по теме «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Тема: Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Опыт работы «Развитие интереса младших дошкольников средствами театральной деятельности» Актуальность опыта работы. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел.

Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград Опыт.

Перспективный план работы по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей в конструктивной деятельности» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ [/b] Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»
Опубликовано: 5 мая 2018 в 15:16
+140Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Колотилкина Ольга Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД