Эльмира Мудрая
Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде»
Огюст Роден.
Дети от природы наделены яркими способностями. Детский ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов и материалов. Одна из основных задач по ручному труду – это научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, включать фантазию и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы ребёнок мог видеть процесс и радоваться результату своего труда. Ручной труд можно считать, как часть всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ, так как его содержание взаимосвязано с другими направлениями образования. Поэтому необходимо правильно организовывать ручной труд в детском саду и тогда дети получат представления о разнообразии, качестве и возможностях различных материалов, что способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребенок, имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. При изготовлении поделок необходимо развивать все виды восприятия и формы и величины предметов при этом формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус. Приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение и интеллект. Занятие ручным трудом дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом. При этом формируется желание и стремление мастерить своими руками, воспитывается стремление доводить замысел до конца и умению радоваться, анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей, прививается уважение к чужому труду.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ручной труд как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Своими руками ребёнок может сделать много разных вещи, например машинку, корзинку с цветами, новогоднюю открытку, закладку для книги, сконструировать шкатулку для пуговиц и т. д. Такие незамысловатые поделки могут стать отличным подарком для своих близких. Готовя такие подарки, ребенок будет думать о своих родных, и эти мысли несомненно сделают его ближе к свой семье.
Для развития детского творчества важно создать эстетическую развивающую среду. Чтобы ребенок мог развить свою фантазию и утолить своё любопытство, ему должны быть доступны различные материалы. В художественно – эстетическом уголке должны быть: картон, бумага разной фактуры, пуговицы, бусины, разные катушки, бельевые прищепки, веревки, лоскуточки ткани, кусочки меха, разноцветная проволока, шнурки, ленты, тесьма, паетки, нитки, поролон, пенопласт, и прочее. На прогулке вместе с детьми можно собрать различный природный материал: шишки, мох, желуди, каштаны, листья, необычные травки, кору деревьев, коряги, веточки, перышки, морские камешки, песок, разноцветные стеклышки, ракушки и т. д.
Из всего этого богатства, дети под присмотром взрослого, могут сотворить огромное количество вещей - самодельные игрушки, кукольную мебель, машинки и автобусы, самолеты и ракеты, пароходы и кораблики, и т. д. Можно сделать даже маленькие и большие макеты, картины, панно.
Если ребенка интересует ручной труд в детском саду, то и дома родителям необходимо поддерживать желание ребенка творить. Помогайте ему сделать подарок кому-либо. Дети любят дарить свои поделки мамам, бабушкам, друзьям в детском саду, братишкам и сестренкам. Поэтому хорошо вместе с ним учиться изготавливать различные поделки, сувениры, лепить из пластика и пластилина, из глины и солёного теста, рисовать пальчиками и кисточками, красками, карандашами, мелками и фломастерами, также в подарок можно сделать картины из цветного песка и т. д.
Чем чаще наши малыши будут заниматься творчеством, тем более разносторонней личностью они вырастут. Ведь, как отмечал В. Сухомлинский, «источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков. От пальчиков, образно говоря, идут тоненькие ручки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, тем точнее, более сложные движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — создать эмоциональное благополучие в группе, заинтересовать детей, сформировать уверенность в своих возможностях, показать посильность выполнения той или иной работы, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Мы должны сформировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других.