Валентина Фролова
Тренинг «Игровые технологии в коммуникативно-личностном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Влияние социо-игровых технологий на тематику и содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников.
Цель: Развитие воображения и творческого самоутверждения у детей, посредством обогащения игры ролевыми позициями.
Задачи:
1. Предоставить воспитателям возможность испытать действие игровых приёмов-принципов изнутри, в роли детей познать их механизмы, принимая участие в играх на творческое самоутверждение.
2. Создать благоприятные условия для работы педагогов, актуализировать в сознании коллег свой образ педагога.
Методы и приё мы:
Публикация «Тренинг „Игровые технологии в коммуникативно-личностном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Моделирование игровой деятельности.
2. Типовые приёмы фантазирования технологии ТРИЗ-РТВ.
Структура тренингового занятия :
1. Ритуал приветствия (способствует групповому сплочению). Упражнение «Имя + эпитет».
2. Разминка антистрессовая. «Вибрационная гимнастика» (снимает накопившееся напряжение).
3. Основное содержание занятия (способствует упражнению игровых навыков у педагогов, осознанию ценности их для развития творческих и коммуникативных способностей у воспитанников).
4. Заключительный этап. Рефлексия прошедшего занятия, констатация эмоционального состояния.
Продолжительность занятия: 3 часа
Вступительное слово:
Игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте и в ней происходит развитие всех психических процессов, различных видов деятельности, в том числе и навыков общения.
Обогащая и усложняя сюжетно-ролевую игру, мы способствуем развитию коммуникативных способностей ребенка, его познавательных интересовне только к внешнему миру, но и отчасти, к его собственному внутреннему миру.
Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что внутри её просматриваются две линии. Первая связана с сюжетом, другая с ролевыми позициями, при помощи которых осуществляется игра. Эти линии относительно независимые и ребёнку необходимо овладеть ими для того, чтобы игра была успешной. Когда ребёнок самостоятельно научится придумывать сюжет, то есть овладеет режиссерской игрой и затем получит опыт ролевого поведения- поиграет в образно-ролевую игру, попробует перевоплощаться, только тогда возникнет основа для сюжетно-ролевой игры.
Режиссёрская играпредполагает игру. с предметом, а не с партнёром. Ребёнок озвучивает игрушки, объединяя их по смыслу. Придумывание смыслов – это и есть сюжет. В режиссёрской игре ребёнок не входит в роль, не перевоплощается, а просто озвучивает её.Ребёнок не внутри игры, а «во вне её». Эта особенность позволяет ребёнку видеть ситуацию и воспринимать пространство, в котором он действует с игрушками в целом. Режиссёрская игра индивидуальна.
В образной игре взрослый является инициатором, зачинщиком, организатором. Взрослый равноправный участник игры, даёт детям образцы исполнения различных ролей – как можно сыграть один и тот же персонаж, но с разными характерами.
Освоив в режиссёрской игре сюжетосложение и приобретя опыт изменения ролевой позиции в образной игре, ребёнок способен реализовать игровой замысел в сюжетно-ролевой игре.
Появление партнёра в сюжетно-ролевой игре значительно усложняет структуру игры. Основным в сюжете игры для ребёнка выступает реальное предметное действие, имитируемое через действие с игровым партнёром и обозначаемое в речи.
Для того чтобы вдохнуть душу в игру, по образному выражению Е. Е. Кравцовой: «Надо разбудить в ребенке волшебника». С волшебством связна психологическая функция воображения. Развитие продуктивного воображения у детей, главная задача дошкольного периода, она решается посредством игровых технологий, творческих упражнений.
Основное содержание занятия:
Игра «Путешествие в Фигурный город».
Перед воспитателями лежит множество вырезанных бумажных треугольников, квадратов и овалов. Игра-путешествие начинается с того, что они надевают «сказочные» треугольные, квадратные, или овальные очки, и оказываются в воображаемом треугольном, квадратном, или овальном городе. Здесь все предметы: дома, машины, деревья, цветы, даже люди – треугольные, квадратные или овальные.
Мозговой штурм. Задаё тся вопрос: «Что вы видите в треугольных, квадратных, овальных очках вокруг себя?» Игры: «Приключение «Квадратика», «На что похоже?»
Игра «Чудо-сундучок».
В «Чудо-сундучке» спрятаны разные игрушки. Чтобы узнать, какие игрушки находятся в сундучке, игроками задаются вопросы, выделяя различные признаки предметов: цвет, форму, величину и свойства. Отгадчики выходят за дверь, а остальные участники игры достают из чудо-сундучка одну игрушку. Этот предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что мы достали из чудо-сундучка похоже на. " и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадчиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
Творческая работа «Какого цвета мой смех?»
Воспитатели надевают карнавальные маски, в руках – светящиеся фонарики, и отправляются в путешествие в удивительную страну «Вообразилию». В этой стране происходят чудеса. Например, можно не только услышать, но и увидеть свой смех. Под звуки веселой мелодии играющие выполняют творческое задание – нарисовать свой смех.
На лист бумаги наливается два цвета гелиевой краски. Руками и пальцами рисуется картинка, или несколько картинок.
Обыгрывание ролевых позиций:
Сейчас мы попытаемся представить себя на месте других и посмотреть на окружающий мир их глазами.
Плачет киска в коридоре, у неё большое горе:
Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски. (Б. Заходер.)
- Представьте, что вы на месте этой киски.
В траве цыплёнок встретил мак, а после долго думал так:
Воспитатели - цыплята на лугу.
«Наверно это петушок посеял алый гребешок».
Л. Мирошникова.
Полз по арбузу муравей и думал: «ой-ей-ей». Как необъятен и велик, огромный шар земной. Р. Сефа.
Игра «Поймай зверюшку».
Воспитатели по очереди берут картинки с изображением «зверюшки», которую они должны ловить – курицу, бабочку, улитку и т. д. Исполнители до тех пор должны выполнять задание, пока зрители не узнают кого они ловили.
Игра «По правде и понарошку».
Вначале воспитатели выполняют реальное дело: ищут спрятанную игрушку, бросают шарик, поливают цветок – дела могут быть самыми разными, а затем это делается «понарошку».
Определить значение этой игры в развитии игровой культуры детей.
Упражнение «Помощь в превращении».
Превращение предметов связано с превращением коллеги. Если один из воспитателей превратил поднос для игрушек в штурвал, то другой, догадавшись о превращении, может стать пассажиром корабля, или превратить юлу в якорь и т. д. Каждый из воспитателей может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы превращение, заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным.
Моделирование сюжетно-ролевой игры:
Психолог задаё т вопросыпедагогам:
Как называется место, где мы живём? Город! И это значит, что все мы городские жители. А что вы знаете о своём городе, как он называется? Какие города вам ещё знакомы? Хотите отправиться в сказочный город?
Психолог рассказывает историю о путешествии принцессы и построении под её руководством города, воспитатели сидят на ковре и используют «строительный материал» - кубики, коробки, фигурки, изображающие принцессу и её свиту. Весь материал привлекается для построения города, по мере развития сюжета.
Готовая модель города: дворец, жилые дома, кинотеатр, библиотека, школа, детский сад, дворец спорта, парикмахерская, салон красоты, столовая, ателье, вокзал, улицы, проезды, переулки, бульвар, различный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамвай и даже строящийся метрополитен. Она используется для составления сюжетных линий игры.
Далее придумывается новая ситуация с участием знакомых героев. Город живёт, появляются проблемы, связанные с экологией. Прорабатываются новые сюжетные линии. Игра обогащается.
Рефлексия: «Обратная связь»
«Во время встречи мне удалось…»
«Мои мысли после занятия связаны с…»
«Мне хотелось бы…»