Татьяна Просалович
Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №100 Калининского района
Санкт-Петербурга отделение дошкольного образования
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
(вторая младшая группа)
Тема: «Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Составила: воспитатель
Просалович Татьяна Алексеевна
Санкт-Петербург
2018год
Публикация «Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников» размещена в разделах
Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Одной из современных технологий является игровая.
“Игра – один из видов деятельности, значимость, которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, сюжетные игры.
Мой опыт посвящен проблеме развития творческих способностей детей 4-5 лет в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить? Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Мои наблюдения в педагогической практике за изобразительной деятельностью детей группы (среднего дошкольного возраста) показали, что дети очень любят рисовать, рисуют с большим удовольствием, однако для получения изображения пользуются традиционными материалами.
Исходя из полученных наблюдений, я определила влияние на развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать нормативно-правовую основу и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития творческих способностей детей.
3. Подобрать наиболее оптимальные методы и приёмы для развития творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками.
4. В процессе обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.
5. Осуществить самооценку своей педагогической деятельности.