Вита Хоптар
Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать
Основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законоправных участников) ребёнок должен быть успешным.
Публикация «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Игровая технология, является основным видом деятельности детей: сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные дидактические игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. При этом игровая деятельность позволяет ребенку раскрепоститься, обратиться к своему воображению, тем самым помогая развитию его творческих способностей. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра-как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Цель: Создать условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения, через игру.
Задачи:
1. Расширение кругозора, познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей.
2. Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.
3. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей.
Методы и приемы работы:
1. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.
2. Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.
3. Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
4. Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.
5. Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
При условии успеха реализации программы дети получат положительные качества, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; родители – высокое качество духовно-нравственного воспитания; педагоги повысят свой профессиональный уровень; все это, в конечном счете, позволит обеспечить:
• повышение эффективности воспитательной системы;
• качественное улучшение нравственного развития воспитанников;
• укрепление материально-технической базы;
• максимальную адаптацию системы к запросам социума;
• повышение конкурентоспособности.
Планируемые результаты:
Положительная динамика духовно-нравственного воспитания воспитанников;
• Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг духовно-нравственного цикла.
• Повышение квалификации педагогов детского сада в области педагогические технологии в духовно-нравственном воспитание, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении.
• Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.
Достижение ребенком таких целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования как :
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игровой деятельности;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.