Наталья Цой
Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные игровые технологии как средство
интеллектуального развития дошкольников.
Внедрение ФГОС ориентирует сегодня педагогов на воспитание личности, обладающей интегративными качествами, такими, как инициативность и любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, способность решать интеллектуальные, личностные задачи.
Публикация «Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
Следовательно, меняются и функции педагога. Сегодня он -организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Современные педагоги должны ориентироваться на развивающее обучение, использовать такие технологии, в которых сочетались бы познавательные, игровые, поисковые и учебные элементы в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Что же такое интеллект? Найти одно верное определение очень сложно, их сегодня насчитывается больше 70-ти.
Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что это способность усваивать информацию и использовать в необходимый момент.
Альфред Бине считал, что интеллект - понятие врожденное и остается неизменным на протяжении жизни. К высшим психическим процессам он относил внимание, понимание, память, воображение, эстетическую оценку, моральное суждение, визуальное ощущение пространства.
Жан Пиаже говорил о том, что на интеллект влияют наследственность и среда. Поэтому необходимо создавать условия для развития интеллекта. Пиаже считал, что пополнение знаний без интереса, бессмысленное «наращивание» интеллекта, может привести к обратному процессу.
Л. С. Выготский считал, что интеллект — это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Термин «интеллект» он отождествлял с мышлением, отмечал тесную взаимосвязь между развитием речи и интеллектом.
М. А. Холодная отмечает, что с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса, уметь подстраивать свои потребности под объективные требования реальности.
Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов.
В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин рассматривали интеллект как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.
Развитие познавательных функций - традиционное и наиболее разработанное направление работы педагога-психолога в детском саду. В старшем дошкольном возрасте происходят коренные изменения в развитии всех психических процессов. Из непроизвольных они переходят в осознанные, произвольные и опосредованные.
Тем не менее, игра остается ведущим и самым привлекательным для детей видом деятельности. Согласно периодизации детских игр по Д. Б. Эльконину, возраст 6-7 лет является сензитивным для освоения игр с правилами, к ним относятся и развивающие игры-головоломки.
В современной педагогике существует огромное количество игр, которые развивают логическое мышление, смекалку и сообразительность, учат рассуждать и гибко мыслить.
Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
В своей работе со старшими дошкольниками я использую современные развивающие игры и головоломки Евгения Тихонова. Этот автор – разработчик новых, интересных игр, которые привлекают своей неординарностью, ярким дизайном, разнообразием и множеством игровых операций на основе одной игры.
Например, магнитный танграм «Счастливый эллограм» Е. Тихонова
Развивающий потенциал эллограма может соперничать даже с шахматами. Он развивает способность к свободному творчеству и эстетический вкус, аналитическое, пространственное и системное мышление, внимание, память. В наборе 2 двухсторонних эллипса. Из элементов можно собрать 100 головоломок, в которых есть 2 задачи: составить заданную фигуру и придумать свою.
Следующая игра – домино Е. Тихонова.
Игра аналогична классической игре в домино, но интересна тем, что есть множество вариантов построения рисунка-дорожки. Привлекательность игры в том, что построение дорожки усложняется с каждым уровнем. Поскольку игра коллективная, она развивает не только познавательные процессы, но и эмоционально-личностные качества дошкольников.
Также есть возможность для развития творческого потенциала - ребята проявляют инициативу построить свои, новые виды дорожек.
Среди множества интересных игр Е. Тихонова - игры «Бабочки», «Магистрали», «Плитки», «Кристаллики», «Паркет», «Бруски», «Два плюс один».
Сегодня с развитием компьютерных технологий стали активно разрабатываться компьютерные развивающие игры.
Мы в детском саду работаем в ногу со временем, поэтому приобрели комплект компьютерных мини-роботов «Bee-bot» или «Умная пчела». Это – программируемый напольный робот, легкий в управлении, у него сверхпрочный корпус, он – наш помощник в обучении первичным навыкам программирования, развивает пространственное и структурное мышление.
Мини-робот «Умная пчела» :
- понимает 6 различных команд,
- встроенная память рассчитана на 40 команд,
- шаг перемещения = 15 см,
- поворачивает на угол 90* вправо и влево,
- возможно сделать паузу после выполнения одной команды перед началом другой,
- заряжается через USB или любым зарядным устройством современного сотового телефона,
- подтверждение ввода и выполнения команд осуществляется звуковой и световой индикацией (горят глазки,
- выполнение команды можно остановить, нажав на 1 кнопку,
- полная очистка памяти – нажатие 1 кнопки.
К мини-роботу выпускаются различные коврики, у нас есть «Геометрические фигуры», «Ферма», «Остров сокровищ». Они позволяют придумывать разнообразные задания-приключения и развивать творческое воображение детей.
Перевернув коврики, я сделала новые, нарисовала к ним сюжетные картинки, заламинировала и приклеила. Так появились коврики «Фиксики», «Винни-Пух и его друзья», «Три поросенка».
Следующая авторская игра «Эскимо».
Это набор из 12 эскимо. Игра развивает зрительного восприятия, память, внимание, мышление.
Вариантов игры много:
1) Выкладываем все мороженое (начинаем с 6-7 штук) рисунком вверх на одну минуту. Ребенок смотрит и запоминает. Затем переворачиваем картинки обратно. Просим ребенка угостить Вас, например, апельсиновым мороженым, а затем клубничным.
2) Усложненный вариант. Просим ребенка угостить Вас мороженым, например, из ягод красного цвета или из фрукта круглой формы или угостить таким эскимо, у которого название начинается с такой-то буквы.
3) По типу «Угадай, что изменилось». Раскладываем эскимо в ряд картинками вверх. Для начала можно взять не все мороженное, а штучек 6. Ребенок внимательно смотрит 1 минуту и запоминает последовательность. Затем он отворачивается, а Вы либо меняет что-то местами, либо убираете одно. Когда он снова повернется, его задача определить, что изменилось.
Еще одна авторская игра «Елочка»
В комплект игры входит елочка и набор разноцветных кругов-«елочных» шариков. Игра развивает цветовое восприятие, память, пространственное мышление, мелкую моторику.
Играть можно как одному ребенку, так и в группе.
Вариантов игры также несколько:
1. Можно нарядить елочку по образцу (развитие зрительно-моторной координации,
2. Нарядить елочку шариками только теплых (холодных) оттенков,
3. Нарядить елочку разными шариками, чтобы цвета их не повторялись,
4. Игра по типу «Угадай, что изменилось», «Угадай, какого шарика не хватает»,
5. Ребенок смотрит на наряженную елочку, затем отворачивается, педагог убирает все шарики. Задача ребенка – вспомнить, как елочка была наряжена и восстановить наряд.
К сожалению, далеко не всегда интеллектуально развитый человек успешен в жизни. Очень важно, как он чувствует себя в социуме, насколько умеет общаться с людьми, способен справляться с эмоциями.
Для развития эмоционального интеллекта я использую авторскую игру
«Конструктор эмоций».
Комплект состоит из нескольких овалов лица, нескольких пар глаз, губ, бровей. Все детали на магнитах.
Варианты игры:
Игра «Собиралки»
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.
Игра «Покажи на себе»
Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.
Игра «Послушай и собери»
Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и собирают нужную эмоцию на доске.
Например: отрывок и из стихотворения Т. Шорыгиной:
«Не хочу быть трусом» :
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус! или
…Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца-
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше,
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно. (Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)
Также вызывают большой интерес у дошкольников игры-головоломки марки «Бондибон». Их около 50 разновидностей.
Например, игра «Грузовички»
Игра:
- знакомит ребёнка с разными геометрическими формами,
- тренирует мелкую моторику, пространственное воображение, логику и фантазию,
- развивает умение компактно упаковать предметы в ограниченном объёме
Цель игры: разместить груз так, чтобы он не выступал над верхним краем кузова.
К игре прилагается буклет с заданиями. Задания имеют 4 уровня сложности, от простого - к сложному.
Игра "Цветовой код"
Содержит 100 заданий. Имеет так же 4 уровня сложности. Играть можно как одному, так и в группе.
Игра развивает
- цветовое восприятие, -воображение.
- пространственное и логическое мышление.
В набор входят прозрачные пластиковые пластины с рисунком, подставка и буклет с заданиями.
Задача ребенка - воссоздать рисунок-задание, правильно сложив друг на друга пластины.
Игра «Деловая Маша» - игра на развитие
- логического мышления, внимания, памяти,
- зрительного и пространственного восприятия.
Игра представляет собой книжку на пружине. На левой стороне задания, на правой - магнитное игровое поле с 4 деталями.
Цель:
расположить магнитные детали таким образом, чтобы виднелись только те ягодки, которые нужны Маше для варенья (указаны в задании). Вариант решения только один.
В игре 48 заданий, 4 уровня сложности. С заданием из группы Мастер справится не каждый взрослый (из личного опыта, играли со взрослыми на время). Игра не такая простая, как может показаться с первого взгляда.
Хочется отметить, что игра идеально подходит для путешествий с детьми.
Также хочу вас познакомить с древней китайской головоломкой «Башня Ханой».
Цель игры:
перенести кольца с одной стойки на другую и построить башню в такой же последовательности, как исходная. Брать по одному кольцу. Нельзя класть кольцо большего диаметра на кольцо меньшего диаметра.
Китайские монахи играют в эту игру с 64 кольцами. Для обыденного игрока перенести 8 колец – достаточно непростая задача. Для этого потребуется сделать 255 операций. Для старших дошкольников я оставляю 4 кольца, для их переноса нужно совершить 15 операций, для 5 колец-31, а для 6 – 63 операции.
Следующая игра «Четыре в ряд». Она напоминает традиционную игру «Крестики-нолики».
Цель игры:
первым расположить по горизонтали, вертикали или диагонали 4 фишки своего цвета.
Развивает
- мелкую моторику, внимание, память,
- логическое мышление, умение прогнозировать.
К тому же, эту игру можно использовать не совсем по назначению – составлять с детьми узоры из фишек.
Сегодня процесс обучения и развития дошкольников – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, постоянно развивающаяся форма.
Например, одной из таких форм являются интеллектуальные игры.
Я провожу с ребятами игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», шашечные турниры, турниры по настольному теннису (эту игру не зря называют шахматами на теннисном столе).
Использую следующие приё мы активизации познавательной деятельности:
- интеллектуальная разминка,
- ситуация выбора,
- использование информационно-компьютерных технологий,
- работа в парах, в группе
- игровые моменты,
- задания творческого характера.
Обязательным условием должно быть награждение всех детей, чтобы каждый чувствовал себя победителем.
Интеллектуальные игры можно использовать в работе педагога в качестве формы отчета о проделанной работе (РЭП, РМО, открытое мероприятие для учителей и т. д.)
Для успешного решения образовательных задач необходима совместная работа с родителями.
Для этого я старалась заинтересовать и привлечь родителей к данной теме через различные формы работы:
- индивидуальные беседы,
- консультации,
- открытые мероприятия,
- собрания.
Опыт работы показал, что родители с удовольствием включаются в работу. Теперь с интересом играют дома и в знакомые игры, и открывают для себя новые, затем делятся опытом друг с другом и с воспитателями.
В рамках работы по преемственности с начальной школой
учителя отметили, что за последние 3 года наши выпускники приходят с достаточно высоким уровнем интеллектуальной готовности к школе.
Ребята с удовольствием включаются в работу на уроках, проявляют любознательность, самостоятельность; умеют рассуждать, делать выводы, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях. Они уверены в своих силах, эмоциональны и дружелюбны.
Использование развивающих игр продолжается и в 1 классе. Школа отходит от традиционных методов обучения, применяя игровые как “мостик”, пока ребенок адаптируется к новой, учебной деятельности.
Таким образом,
Развивающие игры помогают :
- приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе;
- способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых не заработают;
- помогают лучше подготовить ребенка к школе;
- расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни
и максимальной реализации потенциальных способностей.
Планирую на ближайшее время:
1) провести игру «Что? Где? Когда?» (осеннюю серию игр) совместно с родителями;
2) провести с детьми шашечный турнир;
3) изготовить новый коврик для «Умной пчелы»;
4) приобретать в дальнейшем новые, интересные игры и головоломки.
Ведь это так замечательно, когда наши дети становятся внимательнее, усидчивее, разумнее, целеустремленнее, успешнее и счастливее!