Папки-передвижки

Применение технологии «Скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста

Алёна Охримчук
Применение технологии «Скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы

Тема: «Применение технологии «Скрайбинг»

в развитии речи детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Охримчук Алёна Анатольевна

Знания – лучшая казна : не украдут, не сгорит, не сгниёт- всегда при себе.

Аварская пословица.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка, особенно ярки в области языка. Но к сожалению, ситуация последних лет такова, что не говорящих детей раннего возраста становится все больше. На протяжении уже долгого времени перед воспитателями и специалистами дошкольных учреждений стоит задача, как не говорящего ребенка вывести на коммуникацию, стимулировать его речевое развитие.

Актуальность

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.

При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи, недостаточный словарный запас.

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Целью моей работы является: основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Провести анализ методической литературы по данной теме.

2. Создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС.

3. Внедрение инновационных технологий.

4. Привлечение родителей к работе по выбранному направлению.

6. Повышение уровня речи у детей.

Образовательный процесс, строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении. Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев высказывали идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации и т. п. Необходимость обучения моделированию и созданию знаковой наглядности в процессе освоения теоретических понятий подчеркивалась В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным. Л. В. Занков исследовал влияние использования графической наглядности на развитие мышления у детей и овладение ими теоретическими знаниями, способы сочетания наглядности и слова педагога и выявил наиболее эффективные из них для активизации мыслительной деятельности у детей. Л. Я. Зорина раскрыла связь между применением схематической наглядности и систематичностью знаний у детей. Н. С. Рождественский и Т. Г. Рамзаева считали, что широкое использование схем, таблиц, выделение языкового материала шрифтом, цветом, особыми значками приобретают большое значение на всех этапах обучения и особенно при обобщении.

Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении детей. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Я открыла для своей работы технологию обучения детей «Скрайбинг в развитии речи» у детей дошкольного возраста.

На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле все мы знакомы с этим понятием с детства. С помощью обычных рисунков мы пытаемся передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.

Скрайбинг – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.

Скрайбинг (от английского scribe – размечать, начертить) – техника презентации, в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске (или листе бумаги). Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.

Другими словами, скрайбинг – это изображение рисунков, превращение идей в визуальные образы. О скрайбинге как отдельной профессии начали говорить сравнительно недавно. Одним из первых, кто догадался использовать скрайбинг как продуктивное и интерактивное средство для концептуализации информации, которой пользуются ученики и учителя в школе, стал американский преподаватель Пол Богуш. Именно он опроверг давно заученный образовательный девиз «Читай параграф из учебника – отвечай на вопросы», доказав эффективность использования скрайб-презентации в учебном процессе.

Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, иных областей. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.

Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг. Я хочу рассказать о моем опыте работы с детьми в технологии рисованном скрайбинге.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом. Этот вид скрайбинга еще называют фасилитацией (от английского facilitate – оказать содействие, облегчить). Работа воспитателя на занятии во время объяснения нового материала с мелом, маркером в руках – пример скрайбинга-фасилитации.

Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе при работе с детьми, в том числе дошкольного возраста.

Применяя скрайбинг, воспитатель может привлечь внимание детей, обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты при разборе той или иной темы. Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудио ряда.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Мы все скрайберы с детства

Формирование правильной, связной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. И наоборот – неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми и нередко накладывают тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.

Инструменты скрайбинга

• Белый лист бумаги

• Доска

• Флипчарт

• Карандаш (простой)

• Гелиевая ручка

• Корректор

• Цветные карандаши

• Маркеры (разной толщены)

Что рисовать?

Люди

Животные

Предметы

Форма (геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, круг, квадрат)

Выноски (облака, выноски разной конфигурации)

Стрелки

Сценарии оформления конспекта

Линейный

Лучевой

по траектории

Три колонки

Попкорн

Основные этапы скрайбинга

Знакомство с технологией «Рисованный скрайбинг».

Я начала знакомить детей с технологией первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок люди теряют суть вашего рассказа.

Поэтому рекомендую выстраивать подготовку следующим образом:

1. Придумать идею. Она должна быть понятной и цеплять аудиторию.

2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, что у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.

3. Отрисовать скетчи. Их количество и скорость, с которыми вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.

При пересказе или рассказе дети с общим нарушением речи затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

Как уже отмечалось, отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах.

Мы с детьми составили скрайбинг рассказы:

«Я и мой братик»

Сказка «Колобок»

Рассказ «Как ухаживать за котом» Сказка «Колобок»

Рассказ «Любимый детский сад» Сказка «Красная шапочка»

Рассказ «Я гуляю с братом»

Сказка «Муха-цокотуха»

Дети могут допускать ошибки, и я рекомендую, на что обратить внимание.

Что не допустимо:

Рисунки детей могут повторяться на одном листе.

Рассказ ребенка хаотичный.

Ребенок может нарисовать несколько историй на одном листе.

Ребенок может мелко рисовать.

В результате использования скрайбинга

Расширяется словарный запас детей.

Формируются представления об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать сказки, рассказы.

Заучивание стихов превращается в игру.

Происходит развитие основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.

Развивается мелкая и крупная моторика.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чем рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Если не можешь усовершенствовать себя, то как же ты сможешь усовершенствовать других людей?

Конфуций.

Библиографический список:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. - 400 с.

2. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. -М: ТЦ Сфера, 2008.

3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

5. Курсы повышения квалификации «Скрайбинг» Визуализация смыслов».

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии «Скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2025 в 01:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии «Скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Охримчук (УИ 579402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД