Папки-передвижки

«Путешествие в прошлое куклы». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста

Брагина Елена
«Путешествие в прошлое куклы». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : "Путешествие в прошлое куклы. "

Цель : Приобщение к истокам духовной культуры русского народа :

формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы.

Задачи :

-Учить детей интересоваться прошлым и настоящим людей на земле, через ознакомление с историей создания куклы.

-Продолжать развивать умение свободного участия в диалоге (внимательно слушать, задавать вопросы, высказывать своё мнение, строит предложение кратко).

Темочки:

-Активизировать словарь детей за счёт слов : кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная.

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.

-Развивать мелкую моторику кисти рук.

-Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданными руками человека.

Интеграция областей : социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая.

Оборудование : Русский народный костюм для взрослого, сундучок, красивая современная

кукла из пластмассы (резины, кукла-палочка, глиняная кукла, соломенная кукла "Стригушка", тряпичная кукла, мячик, образец куклы мотанки, схема изготовления куклы мотанки, магнитофон, запись русской народной мелодии.

Ход деятельности.

Звучит русская народная мелодия, заходит воспитатель в русском костюме.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Я к вам недавно в гости заходила,да сундучок свой забыла. Вы его не видели? (нет)

Давайте мы все вместе его поищем. (Дети вместе с воспитателем ищут сундучок).

Да вот же он!

Воспитатель: Этот сундучок не простой. Он из волшебной страны Кукляндии.

Вы хотите узнать, что в нем лежит? (да)

Тогда отгадайте загадку:

Есть ноги, но не ходит.

Есть рот. но не говорит.

Доставляет детям радость.

Но сама радоваться не может.

Дети : Кукла.

Воспитатель : Правильно, это кукла (открывает сундук и достаёт куклу).

Появилась на свет она давно.

Назначение у неё одно.

Детям радость приносить

Красоту всегда дарить.

Это кукла Мила.

Воспитатель задаёт вопросы детям :

- Зачем нужна кукла?

- Из каких частей состоит кукла?

- С кем можно сравнить куклу?

- Из какого материала сделана кукла?

(дети отвечают на вопросы)

Воспитатель: Ребята, давайте оставим куклу Милу с нами, а я расскажу её историю. Вы

хотите узнать какими были раньше куклы? С какими куклами играли наши бабушки, прабабушки? (да)

Тогда садитесь поудобнее вокруг моего сундучка и слушайте. (дети рассаживаются)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, всегда ли куклы были такими красивыми, как наша Мила? (ответы детей)

Действительно, не всегда. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры зверей и

ходили на охоту, готовили еду на огне, а маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться: кормить, качать, укладывать спать. Вот так и появилась на свет первая кукла-палочка деревянная.

Воспитатель : Похожа она на куклу?

(достаёт из сундучка и показывает детям куклу-палочку)

Дети: нет

Воспитатель: Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Прошло много лет. Человек нашел глину.

-Как вы думаете, что он из её слепил?

Дети: Посуду, кувшины, игрушки.

Воспитатель : Конечно, же, куклу. Взрослые делали кукол для своих детей с любовью,теплотой, заботой. И чтобы кукла привлекала малыша, взрослые научились раскрашивать её.

Так и появились эти красивые куклы.

Воспитатель : А как вы считаете, удобно ли играть глиняной куклой?

(достаёт из сундука глиняную куклу)

Дети : Нет.

Воспитатель : Почему?

Дети : Она тяжёлая, хрупкая, может разбиться.

Воспитатель : И поэтому взрослые продумали вот такую куклу (показывает соломенную куклу).

Дети, посмотрите на неё и скажите из чего и как она сделана?

Предположите, как она называлась? (ответы детей)

Воспитатель : Верно. Сначала собирали солому, затем её варили, чтобы стала мягкой, блестящей, эластичной, а потом скручивали, связывали, украшали. Кукла получилась простой и одновременно забавной. Для кукольного наряда использовали листья лопуха или подорожника, цветы, ягоды. Косу кукле тоже приделывали из соломы, голову украшали венком. В старину эту куклу называли - Стригушки. Они названы так,потому что снизу их подстригали, подравнивали ножницами. Если Стригушку поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться, как бы танцевать.

Воспитатель задаёт вопросы детям.

- Какая это кукла?

- Как называли её в старину?

Воспитатель : Соломенная кукла оказалась не практичной - солома высыхала, ломалась.

- Долго ли хранилась эта кукла?

Совсем другое дело кукла тряпичная (достаёт из сундучка тряпичную куклу и показывает

(ответы детей)

детям). Дети очень любили тряпичную куклу.

- Подумайте почему (теплая, мягкая, похожа на маленького ребёнка)

- Дети, а почему она так называется? (сделана из ткани, ниток, тесёмок)

Воспитатель: Да, в это время люди уже научились изготавливать нити, ткань, полотно. Они придумали как можно сделать куколку из ткани (достаёт тряпичную куклу из сундука). Лицо куколки раньше рисовали угольком из печи или вышивали цветными нитками. Такую куклу делали взрослые. Каждая девочка, ваша ровесница, могла смастерить из подходящих лоскутков вот такую куклу (показывает куклу Пеленашку).

-Чем же не практична эта кукла?

Дети: Тряпичная кукла быстро пачкалась, её нельзя раздеть, одеть, искупать.

Воспитатель: Пока дети играли в тряпичные куклы, взрослые думали над тем,как сделать куклу, которая бы не рвалась,которую можно было бы купить. Её решили сделать из пластмассы или резины. Детям эти куклы очень понравились. Такие куклы есть у вас дома и в детском саду. Вы с ними играете каждый день. Наша гордость,Мила,сделана из пластмассы и резины.

-Ира, потрогай Милу, расскажи из какого материала сделаны её руки, ноги.

-А вам нравятся эти куклы?

-Чем они вам нравятся? (они могул закрывать и открывать глаза, у них есть волосы,их можно расчесывать, купать, одевать, раздевать, они могут двигать руками и ногами)

-А для чего взрослые придумали кукол (для того, чтобы дети могли радоваться, любоваться, играть с ними и учиться одевать, раздевать, кормить, баюкать, петь песни)

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте отдохнём и поиграем в любимую игру нашей куклы Милы.

Физминутка "Непослушная кукла"

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: "Уа"

Руки, ноги поднимает,

Спать не будет до утра,

Кашку я сварю ей лучше

И в тарелку положу,

Вся испачкалась, грязнуля,

Дай, я кашу остужу.

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водой смыла.

Наигралась с куклой. Всё!

Воспитатель : Ребята, а у нашей куклы Милы есть любимая игра. Называется она "Какая кукла". Хотите поиграть (да)

Становитесь в кружок.

Игра на словообразование "Какая кукла"

Воспитатель кидает мяч ребёнку и говорит: "Кукла сделана из глины. Какая кукла?"

Ребенок отвечает: "Кукла-глиняная"- бросает мяч обратно воспитателю.

Кукла из соломы - соломенная.

Кукла из дерева - деревянная.

Кукла из пластмассы - пластмассовая.

Кукла ткани, тряпочек -тряпичная.

Кукла из стекла - стеклянная.

кукла".

Кукла из фарфора -фарфоровая

Воспитатель : Молодцы! Теперь вы знаете, какие бывают куклы. А хотите научиться делать куклу (да)

Воспитатель : -Посмотрите, что у меня лежит на столе? (кусочки ткани)

- Как вы думаете, из этого можно сделать куклу (да)

- Какую (тряпичную)

Давайте мы её попробуем сегодня сделать. (Вывешивает на мольберт схему изготовления куклы-мотанки)

Изготовление куклы-мотанки:

Из ваты я катаю плотный шарик. Затем шарик кладу в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы-мотанки. Закручиваю ткань вокруг шарика, закрепляю резинкой голову мотанки. Расправляем ткань - это будет первый слой платья тряпичной куклы. Накрываем куклу-мотанку тканью меньше размером предыдущего, закрепляем резинкой и так повторяем ещё 2 раза.

Теперь нашей куколке надо сделать ручки. Для этого накрываем куклу белой тканью,опять закрепляем резинкой. Подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Ручки готовы. Осталось одеть куколке косынку и нарисовать фломастером лицо. Моя кукла готова.

(Дети изготавливают кукол, звучит приглушенно русская народная мелодия.)

Воспитатель:Покажите своих кукол. Все куклы получились разные, каждая по-своему хороша и я думаю дорога вам. Возьмите их, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали. (она мягкая, добрая, теплая.)

Воспитатель: Видите как много может человек сделать своими руками.

-Давайте вспомним, о каких куклах мы говорили на занятии (о кукле-палочке, глиняной, соломенной.)

-И я думаю, что если вы с куклами будете бережно обращаться, то куклы будут радовать вас очень долго. Вы можете поиграть со своими куклами. Мне пора с вами прощаться. До свидания!

(под русскую народную мелодию воспитатель уходит)

Публикации по теме:

«Бусы для куклы Кати». Конспект непосредственной образовательной деятельности по пластилинографии в младшей группе«Бусы для куклы Кати». Конспект непосредственной образовательной деятельности по пластилинографии в младшей группе Цель:Учить детей лепить пальчиками маленькие кружочки и приклеивать «бусинки» друг за другом на нитке. Создавать радостное настроение.

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказке «Дюймовочка»Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказке «Дюймовочка» Цель: Показать уровень сформированности умений навыков, приобретенных в течение учебного года. Задачи: Образовательные: Закрепить знание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию «Петух и краски» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию «Петух и краски» для детей среднего дошкольного возраста Цель: создание условий для развития художественных способностей детей 4-5 лет через интеграцию изобразительной и театрализованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в прошлое куклы». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста
Опубликовано: 20 января 2025 в 01:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в прошлое куклы». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Брагина Елена (УИ 3290802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД