Любовь Гроза
Современные технологии в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский.
ФГОС ДО В Федеральном Государственном Стандарте ДО «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В связи с этим, непосредственно само речевое развитие детей должно быть актуальным в работе всех педагогов ДОУ.
Публикация «Современные технологии в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
Определение речи и речевого развития. Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций. Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.
Основная цель. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО :
---Овладение речью как средством общения и культуры
---Обогащение активного словаря
---Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
---Развитие речевого творчества
---Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
---Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
---Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Функции воспитателя. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки: неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Игровые технологии
3. Информационно – коммуникационная технология
4. Нетрадиционные технологии.
5. Наглядное моделирование
Игровые технологии занимают самое значительное место в речевом развитии детей. Значение использования игровых технологий при решении задач ФГОС состоит в том, что они позволяют достичь положительного эффекта. Проведение специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей. На своих занятиях использую дидактические, социализирующие, развивающие игры.
Занятия с игрушками не только помогают выработать правильное произношение звуков, но и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка в процессе игры, стимулируют его на речевые высказывания.
Здоровьесберегающие технологии - упражнения, направленные на здоровье-сбережение проводиться в течение 1-2 минут в середине занятия. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
1. Дыхательная гимнастика
2. Упражнения на развитие общей моторики
3. Комплексы физкультминуток.
4. Артикуляционная гимнастика
5. Пальчиковая гимнастика
6. Массаж, самомассаж
7. Гимнастика для глаз
Нетрадиционные технологии. Пескотерапия, игры с ракушками, камушками, крупами. Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах).
Изо-терапия (техника рисования). Сказкотерапия. Куклотератия. Логоритмика - действия, сопряженные с речью и музыкой. Различные реальные мелкие предметы.
Наглядное моделирование. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
К ним относятся:
1. Опорные картинки - предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания.
2. Схемы используются при заучивании стихотворений.
3. Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
4. Карточки-символы
Информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.
Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
-развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога, так как позволяет самому использовать интернет ресурсы для создания тематических презентаций, картотек, систематизации материала.
Электронные образовательные ресурсы - детские компьютеры и планшеты, компьютерные игры, интерактивные игрушки - «Повторюшки», говорящие микрофоны, куклы и др.).
- Интерактивные игры: «Гарфилд», «Маленький искатель в кукольном театре», «Речевой экспресс», «Учимся говорить правильно»
- Игровые презентации по многим лексическим темам: «Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые» и т. д. Портал «Мерсибо».
Вывод: Таким образом, задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.