Ярослава Михолап
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии»
Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский: «Там, где дети усиленно учатся говорить… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т. е. уметь говорить и слушать других (З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова). Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов — Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтиллиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы (А. Ф. Лосева). Говоря о качественных характеристиках общения, считаем необходимым остановиться на том, как педагоги, психологи определяют, что такое общение. По мнению В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Следовательно, межличностное общение по основным своим характеристикам является видом деятельности, отличающимся от других тем, что его суть составляет взаимодействие человека с человеком, а не взаимодействие человека с предметом или с какой-либо вещью. Во взаимодействии людей, которое выступает как общение, каждый человек постоянно оказывается в роли объекта или субъекта этого общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. И одновременно он оказывается объектом познания для всех тех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства. Пребывая в положении объекта или, наоборот, субъекта общения, разные люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими этих ролей (А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский). Условием успешного формирования культуры речевого общения детей, по мнению О. М. Казарцевой, является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль, радость. Именно поэтому нельзя работать над речью детей, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие какой-то другой деятельностью: игровой, практической, познавательной, не уточнив ситуацию общения, не создав потребности у каждого ребенка вступить в него. Общение как особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-объектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресуется к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе (Ю. К. Бабанский). Общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанность к семье. По мнению А. Клемпински, при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Общаясь со сверстниками, ребенок научается жить на горизонтальной плоскости, строить отношение на равных. Ж. Пиаже утверждал, что общение со сверстниками способствует разрушению эгоцентризма. Ю. А. Приходько утверждает, что совместная деятельность детей-дошкольников в группе сверстников — важнейший источник формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение или доброжелательность, гуманность. Исследования Ю. А. Приходько свидетельствуют о том, что совместная деятельность в среднем дошкольном возрасте может быть только одним из средств формирования положительных взаимоотношений детей. Развитию подлинно гуманистических отношений между детьми способствует опыт повседневного положительного общения со взрослыми и сверстниками в быту и в различных видах деятельности. Задача педагога и родителей — формировать у ребенка положительную направленность на другого человека, умение проявлять к нему внимание и заботливое отношение. Итак, речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.