МААМ-картинки

«Дети с проблемами в личностном развитии». Заметки на полях педагога

Светлана Заплитная
«Дети с проблемами в личностном развитии». Заметки на полях педагога
▼ Скачать + Заказать документы

У детей дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления.

Поэтому начиная с самого раннего детства у них могут возникать функциональные нарушения ВНД (высшей нервной деятельности, проявляющиеся в многообразных формах неадекватного поведения.

Поведение ребенка можно считать нарушенным в том случае, если он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению органических и психологических потребностей.

Неадекватные реакции:

Упрямство - отказ подчиняться обоснованным требованиям взрослых.

Публикация «„Дети с проблемами в личностном развитии“, Заметки на полях педагога» размещена в разделах

Капризы -ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить отказывается от него.

Отказ от контактов с взрослыми (педагогом, одним из родителей, родственником).

Отказ от контактов с другими детьми.

Гиперактивность - двигательная расторможенность - ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности. Быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятиях, в играх, мешает играть другим детям. Такой ребенок чаще агрессивен в поведении: толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки. Он кусает детей, в начале с целью отнять игрушку, а затем ломает и бросает полученную игрушку. Таким образом ребенок выражает свое возбужденное состояние, которое может перейти в невроз.

Неврозы различны - истерические, неврастения, заикание, невроз навязчивых состояний.

Отклонения в поведении ребенка возникают при любых стрессовых воздействиях, например, при поступлении его в дошкольное учреждение.

Нарушение эмоционального настроя, а отсюда и неадекватность поведенческих реакций - обязательное следствие состояния психического напряжения детей.

(В этот период взрослые не должны ругать ребенка, кричать на него или наказывать. Необходимо принять все меры к тому, чтобы напряжение не превысило допустимые границы. В противном случае, это будет началом эмоционального стресса со всеми вытекающими последствиями. Не обращая внимания на проявление капризов или другие формы нарушения поведения, надо постараться переключить малыша на интересную игру или другую деятельность, сохраняя к нему ласковое, спокойное отношение.)

Варианты речевого поведения педагога в ситуации проявления грубости, бестактности детьми младшего дошкольного возраста.

Эффективно использование речевой формы, как "Я - сообщение".

Сравним: "Ты мне мешаешь" или "Я не доволен когда мне мешают".

"Опять ты громко кричишь" или "Меня утомляет громкий крик".

Подобные формулировки выступают, как оправданное смягчение отрицательной оценки путем точного обозначения ее субъекта и причины, приемом "перевода" негативных эмоций с адресата на самого говорящего. Кроме того, "Я - сообщения" предполагают открытую позицию говорящего в диалоге. (Смотри, я искренне и прямо заявляю тебе о своих переживаниях) и тем самым такая речевая форма способствует эмоциональному сближению участников общения (Я жду от тебя такой же искренности и прямоты).

Здесь прием -

"смещение негативной оценки"

- перевод педагогом агрессивной словесной реакции.

***на самого себя - акцентирование собственных переживаний.

Сравним: "Немедленно перестань на меня орать" или "Я не могу разговаривать с тобой в подобном тоне".

"Ты меня бесишь" или "Мне неприятно твое поведение"

***на третье лицо - акцентирование сторонней негативной оценки.

Сравним: "Не смей трогать папину книгу"или "Папе не нравится, когда его вещи берут без спроса".

"Ты уже всех достал на детской площадке" или "Ребята могут обидеться на тебя".

***на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков адресата - акцентирование обстоятельств.

Сравним: "Вечно ты разбрасываешь грязную обувь" или "Грязная обувь быстро теряет вид".

В ряде ситуаций педагогического общения с дошкольниками, помимо прямого, можно использовать косвенное порицание:

*неодобрение к действиям ребенка без осуждения его самого;

*замечание в форме вопроса, акцентирующего внимание на нежелательном действии.

Прием: проговаривания негативной эмоции -

Методы "отсроченного диалога" и "предупредительного выстрела" также могут быть использованы в разговоре с ребенком дошкольного возраста.

Тревожные дети.

1. Необходимо обеспечить реальный успех ребенка в любом виде деятельности (рисование, игра, трудовые поручения). Меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т. д.)

2. Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики.

3. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт с взрослыми.

Дети становятся тревожными от чрезмерной заботы, мелочного контроля. От большого количества ограничений и запретов, от постоянного одергивания. У таких детей нет уверенности в себе и в собственных силах. Они боятся отрицательной оценки, испытывают чувство тревоги.

Демонстративные дети.

Поведение таких детей направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих.

1. Не надо стремиться уничтожить демонстративность. Но и нельзя постоянно восхищаться ребенком, обращать излишнее внимание на его внешний вид.

2. Необходимо найти деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью.

3. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения.

Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка - отказ от общения с ним.

Вербальные дети.

Такие дети привлекают внимание к себе требуя повышенного внимания взрослых - они гладко говорят, уверенно отвечают на вопросы, часто употребляют недетские термины, используют сложные речевые конструкции. Но испытывает трудности при выполнении даже самых простых заданий на наглядном материале.

1. Необходимо ребенка вернуть к продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Через слово к действию (говорит о кошках - нарисуй кошку, слепи из пластилина и т. д.)

2. Важно не поддерживать беспредметные разговоры детей, внимательно следить за своей речью, избегая частого употребления абстрактных слов.

3. Преобладание продуктивной деятельности.

Уход от деятельности.

*Уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок периодически как бы отсутствует, не отвечая на вопросы взрослых, будучи погруженным в себя, в свой внутренний мир - мир фантазий и грез "витает в облаках".

1. Деятельность воображения надо развернуть вовне, направить ее на реальные творческие задачи (рисование, драматизация).

2. В той реальной продуктивной деятельности ребенка ему необходимо обеспечить внимание, эмоциональную поддержку, успех, тем самым повышая ценность продукта такой деятельности в глазах самого ребенка (музыка, танцы, изобразительная деятельность).

Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Коррекционные занятия

способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности. Развитию творческих способностей, воображения, самооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего такие занятия необходимы детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Эффективна в воспитательской работе

программа "Давай познакомимся"

автора И. А. Пазухиной.

Основная ее цель - повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Приступая к воспитательному процессу, помни каждый педагог:

1. Не ждите, что ребенок будет таким, как вы хотите. Помогите ему стать самим собой.

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды.

3. Не относитесь к его проблемам свысока.

4. Не унижайте никогда!

5. Умейте любить всех детей.

6. Любите ребенка любым: не талантливым, не удачливым, слабым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник рядом с вами.

7. Каждый раз, когда вы вступаете в общение с детьми, за суетой, заботами, усталостью, помните, что вы не отрабатываете смену, а даете малышам добро, истину, красоту.

8. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей, обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт детей.

9. Поведение воспитателя, ваши эмоциональные реакции являются образцом для подражания детям.

Публикации по теме:

Роль театрализованных игр в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста «Роль театрализованных игр в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему.

Тревожные дети, работа педагога с ними в условиях санатория К тревожным детям относятся дети, тяжело адаптируемые к новому месту, к новым условиям, трудно находящие общий язык со сверстниками и со.

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возрастаИспользование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, кохлеарный имплант, методика PECS, коммуникация. Багнюк Елена Сергеевна, педагог-психолог.

Интегрированное занятие для детей старшей группы с проблемами в интеллектуальном развитии. Драматизация сказки «Теремок» Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с проблемами в интеллектуальном развитии. Драматизация сказки «Теремок» Воспитатель.

Консультация «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» Работая с воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путём простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать.

Применение технологии ОТСМ-ТРИЗ-ртв в социально-личностном развитии старших дошкольников. Проект «Я и мои друзья»Применение технологии ОТСМ-ТРИЗ-ртв в социально-личностном развитии старших дошкольников. Проект «Я и мои друзья» Паспорт проекта "Я и мои друзья" Тип проекта: смешанный (информационный, практико-ориентированный, творческий, интегрированный; по срокам.

Эссе «Партнёрские отношения дошкольных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации к действию» Эссе «Партнёрские отношения дошкольных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации к действию». Я работаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дети с проблемами в личностном развитии». Заметки на полях педагога
Опубликовано: 3 июня 2018 в 11:04
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дети с проблемами в личностном развитии». Заметки на полях педагога» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Заплитная (УИ 128529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД