Анна Панина
«Звук [Й] и буква Й». Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД.
Тема: «Звук и буква Й».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- дать детям понятие о механизме образования звука Й;
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звук Й в слогах, словах, предложениях;
- развивать дыхание, голос;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать графомоторную функцию;
- развивать фонематический слух;
- развивать процессы анализа и синтеза;
Публикация «„Звук [Й] и буква Й“, Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- развивать внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу;
Оборудование: плокостные изображения героев «Слыш, Буковка»; картинки на изучаемый звук; изображение буквы Й; слоговая таблица; карточки с напечатанными слогами и отдельными буквами; магнитные азбуки; рабочие тетради «Громотейка»; CD-диск «Азбука»
Содержание организованной деятельности детей.
I. Оргмомент.
Рассматривание картинки «Йог».
Кто это? Что он умеет делать? Сегодня нам предстоит сложная и серьезная работа, потренируемся как йоги. (Игра на внимание «вежливая прсьба».
II. Основная часть
1. Сообщение темы.
Сегодня у нас в гостях наши друзья Слыш и Буковка с новой историей. Однажды Слыш и буковка проводили свои выходные в парке, в котором были огромные качели. Конечно же, наши друзья захотели на них покататься. Но только они подошли ближе, как лохматый пес, стороживший качели, грозно зарычал:
— Р-р-р, стойте, проход закрыт.
— Но почему? — удивилась Буковка. — Вон сколько детей дружно катаются на этих качелях.
— Р-р-р, — ответил пес, — я пропускаю только тех посетителей, которые могут выполнить мои задания.
— Мы их готовы выполнить, — отозвался Слыш.
— Хорошо, проговорите, быстро и не ошибаясь, чистоговорку:
«Раз дрова, два дрова, три дрова».
Слыш повторил чистоговорку без единой ошибки. А вы, ребята, так сможете?
Игра «Повтори скороговорку». Предложить детям повторить чистоговорку три раза, не сбиваясь.
Слыш выполнил задания, и собачка пропустила друзей. Слыш и Буковка сели на огромные качели. Буковка села на скамеечку, Слыш крепко взялся за ручки, и стал раскачивать качели.
Они раскачивались сначала медленно и невысоко, а потом начали раскачиваться быстрее, сильнее и выше. Качели взмывали вверх, а потом опускались вниз с веселым свистом: «й-й-й», «й-й-й»! У друзей захватывало дух, и им хотелось кричать от радости и счастья, ветер раздувал их одежды, свистел в ушах, а качели все скрипели: «й-й-й». Когда друзья вдоволь накатались, они сошли на землю, поблагодарили лохматого пса и пошли погулять по парку.
Слыш запомнил песенку качелей. Он размял свой веселый язычок, вспомнив несколько упражнений.
2. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнение для язычка. Давайте и мы вместе со Слышем потренируем язычок. (выполнить упражнение 5—7 раз.)
«Большие качели» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка на верхнюю губу, опускать на нижнюю.
«Маленькие качелъки» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за верхние зубы, опускать за нижние.
3. Демонстрация акустико-артикуляционного образа звука.
— Й-й-й,— произнес Слыш. (Язык не хотел пропускать воздух — он выгнул спинку, прижал ее к нёбу, но воздух все равно весело загудел.)
Задание - «Произнеси звук». Ребята произнесите звук [й| без ошибки, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слышу захотелось узнать о новом звуке побольше, и он попробовал описать его.
Задание «Опиши звук». Давайте поможем Слышу описать звук [й].
- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?
- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)
- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).
- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).
- Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).
- А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й и оденем нашего звуковичка (Вызвать ребенка к доске): этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.
4. Развитие фонематического слуха. (Работа в рабочих тетрадях).
Буковка нарисовала картинки. (назвать все).
- Раскрасьте зеленым цветом кружок, если в слове слышится звук Й.
5. Знакомство с буквой Й.
Слыш спросил у Буковки: «А ты сможешь написать букву, которая обозначает этот звук?» И буковка взяла свой волшебный карандаш и написала букву Й. (Демонстрация карточки с буквой).
- На что похожа буква Й?
Букву Й зовут «и-кратким»
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с Й
Сверху галочку пиши. (В. Степанов).
- Из каких элементов состоит?
Конструирование буквы при помощи карандашей; печатание буквы Й в рабочей тетради. (перед написанием буквы – зарядка для глаз).
III. Динамическая пауза (считалка «Йоги»).
IV. Закрепление материала.
1. Чтение слогов. (по слоговой таблице ай, ой, уй, эй, ый).
2. Чтение слова Йог (майка, попугай, выкладывание из букв магнитной азбуки.
- Буковка написала буквы О, Г, Й. Подумайте, какое слово можно из них составить? (Написала слоги КА, МАЙ; ПО, ПУ, ГАЙ).
- Напечатайте это слово в магнитной азбуке.
V. Заключительная часть.
- С какой новой буквой познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Поселите Букву Й в нужный домик.
Прослушивание песни про букву Й.
Оценка деятельности детей.