мадина юнусова
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.
«Сюрпризы от Маши и Миши»
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык:
- определятьпозицию звука в слове;
- анализа и синтеза слова «мама»;
- находить заданный звук в словах,
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте „Звук [М], [М’]; Буква „М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- дифференцировать твердость и мягкость звука,
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
- определять по запаху растение.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать:
- умение работать в микрогруппах, группах;
- желание помогать друг другу;
- интерес к играм со звуками.
Словарная работа: поэт, буквоежка.
Предварительная работа:, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки,
Оборудование:
- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;
- 6 конвертов с одной частью от целой картины;
- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- мешочки с ароматом лимона и яблока;
- пеналы;
- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
-букварь Н. С. Жуковой
- малиновое варенье.
Ход НОД.
Организационный момент.
А) – Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро».
Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
- Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.
Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».
2. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
+ Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
+ А, О, У,
В: Они какие?
+Гласные.
В: Как они произносятся?
+Свободно, легко, с голосом.
В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?
+ Из гласных.
В: Сколько их?
+ Два.
В: Подберите короткие слова для этой схемы.
+ Ау! Уа! Иа!
3.
- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Игра №1. «Собери картинку».
Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три-четыре человека.
Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.
Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.
Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.
4. Сообщение темы НОД.
- Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?
(Со звуками [М], [ М’]).
1) Введение в тему.
В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
+
В: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. /машина/
(показывается машина – игрушка)
В: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый …
+ Мячик.
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
+ машина, мяч.
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.
+ [М]
В: Мммяч.
+ [М']
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2) Уточнение артикуляции звука.
В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).
В: А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно?
+ нет.
В: Что ему мешает?
+ губы.
3) Характеристика звуков.
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
+ согласными.
В: Значит, звуки [М] и [М'] какие?
+ согласные.
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?
+
В: Значит звуки [М] и [М'] какие?
+ звонкие.
5. Игра №2. «Поэты»
- Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.
- Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.
Например: МА-МА-МА – дома я сама.
- Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.
МА ЗИМА
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
МУ КОМУ
му – му - му – молока кому
МО ЭСКИМО
мо – мо – мо – мы любим эскимо
МИ ПРИМИ
ми –ми –ми – нас в игру прими
6. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.
- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).
- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть мягкий звук «Мь»).
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
7. Физминутка.
Взявшись за руки,
Мы встали
И на М похожи стали.
Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я –
Это мы”
Между тем
Получилась буква М.
8. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».
Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мё дом и сказал:
- Пей чай с моя мёдом.
- Правильно Миша сказал?
Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!
Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Образец: Моя мебель.
Работа с индивидуальными картинками.
9. Аромотерапия.
- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа, где находится лимон.
- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.
10. А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».
Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».
Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».
Б) заучивание пальчиковой гимнастики
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В: Сколько в ней элементов?
В: Сложите её из палочек.
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
Г) Звукобуквенный анализ слова «МАМА».
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
+ МАМА
- Сколько слогов в слове МАМА?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
Давайте, составим предложение.
Д) Восстановление графического образа буквы «М».
Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.
Вспомнить из скольки элементов состоит буква.
11. Итог.
- Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились.
С какой буквой вы познакомились?
Какая эта буква?
- От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье