Наталья Туйгунова
Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок (план самообразования)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит огоньками в
детских глазах, звенит смехом из детских
уст и уст родителей».
Г. Х. Андерсен.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок (план самообразования)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах : победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.
Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т. к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель.
Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
А для достижения цели определила следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
3. Расширять свои теоретические знания;
4. Приобретать новые профессиональные навыки.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Изучение методической литературы Работа с детьми. Создание развивающей среды Работа с педагогами (консультации,
мастер-классы, открытый показ) Взаимодействие с родителями Методический кабинет
(картотеки, дидактические игры, обобщение опыта) Форма завершения самообразования
1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.
2. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
развития»1998г.
4. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005.
5. 3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001
6. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.
7. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М. Линка-Пресс1999г.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.
9. О. А. Суслова «Сказочная радуга» Екатеринбург «Каменный пояс» 1994г.
10. Н. Митрофанова «Сказка как средство патриотического воспитания» «Ребёнок в детском саду» №2 2009г.
11. Т. Кропоткина «Использование авторской сказки при коррекции моторной алалии» «Ребёнок в детском саду» №1, 2013г Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Слушание сказок в аудиозаписи.
Использование ИКТ в работе с детьми.
(сентябрь-май)
Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла. (ноябрь)
Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
(январь)
Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.
Слушание сказок в аудиозаписи.
(февраль)
Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
Мини-викторина «1,2,3,4,5! Будем сказки называть».
(апрель)
Тематические занятия, самостоятельное творчество.
Изготовление волшебных предметов
из сказок в творческой мастерской. (май)
Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
Доклад и презентация по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». Консультация «Насколько важно читать ребёнку и какие сказки читать ребёнку»
(сентябрь)
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Привлечение родителей к пополнению уголка книг русскими народными сказками «Как подружить ребёнка с книгой».
(октябрь)
Анкетирование родителей «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге» Консультация для родителей на тему
«Учите детей любить сказки».
Совместное творчество ребёнка и взрослого.
(ноябрь)
Открытый показ образовательной деятельности
(январь)
Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.
(апрель)
Изготовление книжки – малышки по любимой сказке для ребёнка
(май) • Изготовление дидактических игр:
• «Угадай сказку»,
•
• «Составь сказку»,
•
• «Покажи сказку»,
•
• «Из какой сказки герой»,
•
•
• «Разрезные картинки»,
• «Кто потерялся»,
•
• «Изобрази героя сказки»
•
•
• Создание картотек:
«Пальчиковые игры на развитие речи и памяти детей»
«Дидактические игры по сказкам»
«Физминутки по сказкам»
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)
Ежедневный вечер чтения.
Информация в уголке для любознательных родителей.
Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам
Выступление на педсовете.