Евгения Журбина
Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Поэтому в воспитательно-образовательной работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.
Нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души — создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человечности — закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
В структуре воспитания данного направления выделено пять условных блоков: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «В среде сверстников», «Мир предметов», «Я и природа». В этих направлениях заложены основы нравственности и этики.
Цель занятий по данной теме - формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения. Кроме того, каждое занятие способствует развитию таких познавательных процессов, как речь, творческое мышление и воображение дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию пример одного из занятий на тему: «Воспитание нравственных качеств».
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Доброта».
Цели и задачи:
Развивающие: развитие произвольного внимания и логического мышления, игровых навыков и социальных эмоций, связной и образной речи.
Воспитательные: расширение и углубление представлений о проявлениях такого нравственного качества, как доброта, воспитание желания быть добрым и совершать добрые поступки, но не из чувства гордыни и проявления хвастовства и не из-за желания заслужить похвалу любой ценой, как отрицательных проявлений, соответствующих поведению мнимо доброго человека. Создание условий для оптимизации самооценки детей.
Образовательные: формирование умений придумывать предложение с заданным словом, отвечать мотивированно на вопрос взрослого, обосновывая свою точку зрения («Я думаю.», «Мне кажется.», «Я считаю.», умений пользоваться сложноподчиненными предложениями и объяснять смысл пословиц.
Ход занятия
1. Введение в тему.
Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Каких людей называют добрыми?
Зачем нужна доброта?
Как вы думаете, быть добрыми могут только люди?
2. Чтение и обсуждение сказки.
Ежиха-портниха
Жила-была в лесу Ежиха-портниха. Ни минутки у нее свободной не было: то зайцы просили шубки новые на зиму сшить, то белка решила шапочкой обзавестись. Даже кустам и деревьям помогала Ежиха. Обдерет кто-нибудь кору, оборвет листья - плачут деревья и кусты, зовут Ежиху. Пришьет она кору и листья на место - и все тут же прирастает. Все думали, что иголки и нитки у Ежихи волшебные. А на самом деле иголки она использовала свои собственные, а нитки ей паучки лесные ткали.
В один день заказов у Ежихи было так много, что она чуть с ног не сбилась.
Уже стемнело, когда Ежиха добежала до оврага, где ее ждала олениха. Ее олененок заигрался и задел боком острый сучок. Мама очень волновалась за сына и, увидев Ежиху, проговорила:
- Уходи отсюда, неизвестный зверь, здесь мой сыночек лежит, у него шкурка порвана. Мы Ежиху ждем.
- Ты что не узнала меня, олениха? Это же я к вам спешу, - удивленно ответила Ежиха.
- Ой, извини, обозналась я. Да и немудрено это: я привыкла, что ежи с иголками ходят, а у тебя одна-единствен- ная иголка с мотком паутины посреди спины торчит.
Тут поняла Ежиха, что все свои иголки истратила, но переживать некогда было. Олененок лежал, закрыв глаза, и стонал. Ежиха выдернула свою последнюю иголку, вдела в нее паутинку, и через минуту шкурка олененка была аккуратно зашита.
Мама-олениха облизала рану теплым языком, и вскоре олененок открыл глаза.
- Мама, - сказал он, - у меня больше не болит бок.
Тут олененок заметил Ежиху и с удивлением посмотрел на нее:
- Мама, а это кто: хомяк или суслик?
Олениха сердито шикнула на него:
- Это Ежиха. Она тебе шкурку зашила. Вместо того чтобы глупости спрашивать, лучше скажи ей «спасибо».
- Мама, я же не знал, что ежи и такие бывают. Я думал - они все в иголках.
Ежиха не дослушала олененка. Грустная, она выбралась из оврага, спряталась под густой высокой елью и тихо заплакала.
Красавица-ель покачала пушистыми ветвями и спросила:
- Ежиха, почему ты плачешь? Тебя кто-то обидел?
- Я сама себя обидела! Все иголки истратила на шитье и
превратилась в зверя невиданного, которого никто не узнает. А ты, Ель, как догадалась, что я - Ежиха?
- У нас, деревьев, особое чутье, поэтому я тебя никогда
ни с кем не спутаю. А горю твоему помочь нетрудно: не только у тебя одной иголки растут, - ласково добавила Ель и встряхнула своими ветвями.
Ежиха ощутила покалывание и осторожно потрогала спинку лапкой. Еловые иголки облепили ее со всех сторон.
Она поблагодарила Ель и побежала домой, радуясь, что те-
перь снова сможет помогать обитателям леса.
Зайчонок, попавшийся ей навстречу, восхищенно воскликнул:
- Ой, Ежиха, какая у тебя красивая шубка стала: игольчатая и пушистая!
А шили эти новые иголки еще лучше прежних и помогли Ежихе сделать еще немало добрых дел!
Какой была Ежиха? Почему вы так думаете?
Приведите примеры.
Назовите добрых обитателей мира природы и
расскажите, как проявляется их доброта.
3. Динамическая пауза «Добрый дождик»
Педагог делит детей на пары, а затем читает стихотворение:
Дождик лил, лил, лил,
Бочки полные налил,
Все деревья напоил,
Землю-матушку умыл.
Одному из участников пары предлагается вытянуть вперед руки с раскрытыми ладошками, а другому - постучать по ним пальчиками, изображая добрый дождик.
Затем дети меняются местами, упражнение возобновляется.
4. Чтение и обсуждение стихотворения
Доброта
Нам с добротою не бывает тесно,
В любой семье с ней вместе жить чудесно. Она нужна и маленьким, и взрослым,
И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.
Она на кухне бабушке поможет,
И дедушке с ремонтом в гараже.
Она любое дело сделать может,
Когда храним ее в своей душе.
Она сестренке сказку прочитает,
Она научит улыбаться нас,
Щенка накормит, кошку приласкает,
У доброты расписан каждый час.
Она помирит тех, кто в долгой ссоре,
Обиды все и шалости простит,
Придет на помощь в безутешном горе
И в жарком споре быстро победит.
Скорей сердца ей отворим навстречу,
Откроем окна, двери распахнем,
И только с нею Добрый День начнем,
И вместе с нею встретим Добрый Вечер.
Как вы думаете, почему доброта необходима любой семье?
Перечислите дела, которые доброта делает «с утра до вечера».
5. Игра «Подумаем о доброте»
Дети встают в круг.
Выбирается водящий - «доброта». Педагог предлагает ему выйти из комнаты и подумать, что доброго он может сделать для кого-либо из детей.
По сигналу педагога дети хором произносят: «Нашу дверь мы распахнем, доброту мы в гости ждем».
Водящий заходит в комнату, берет одного из детей за руку, выводит в центр круга и говорит, что доброго он сможет для него сделать.
Затем водящий меняется, игра возобновляется.
6. Итог.
По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям:
Доброта-это то, без чего мир не сможет существовать?
Доброта украшает человека. Она важна в отношениях с другими людьми.