Елена Самсонова
Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2
(окончание)
Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим блокам : правила поведения в группе детского сада; рекомендуемые формы и методы работы.
Блок 2. Правила поведения в группе детского сада
Публикация «Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Знакомство детей с простыми и необходимыми правилами поведения в детском саду начинается со знакомства родителей с этими правилами.
Дети должны усвоить правило: все, что можешь, делай сам.
Требования должны предъявляться в доброжелательном тоне и выражать уверенность в том, что ребенок сможет справиться с поставленной перед ним задачей.
У детей должна быть сформирована привычка всегда говорить правду.
Бережное отношение к вещам должно стать нормой поведения.
Необходимо продумать такую организацию быта, при которой взрослые работают слаженно и четко, в детском саду установлен мажорный настрой, приветливый тон, требовательность сочетается с готовностью прийти к ребенку на помощь. Хорошее поведение приветствуется.
Запрет на правила, дающие преимущество только отдельным детям.
Учить детей замечать разбросанные игрушки, учить детей поддерживать порядок в группе. Все дети должны усвоить правило: у каждой вещи – свое место. Обращать внимание детей на правило : нельзя отвлекаться, когда трудишься, любое задание надо выполнять старательно; насорил, разлили воду – убери.
Необходимо учить ребенка обсуждать правила и роли каждого в игре и занятии.
Важным условием соблюдения детьми установленных правил является совместные с педагогом и детьми выработка и принятие этих самых правил.
Блок 3. Рекомендуемые формы и методы работы
Значимыми остаются традиционные формы работы – рассказы, рассматривание картинок, разучивание стихотворений, просмотр фильмов, которые направлены на создание у детей конкретные образы, которые формируют первые представления о явлениях общественной жизни. Примеры литературных произведений, сказок и песен, способствующих формированию нравственных качеств дошкольника представлен в опубликую позже.
Основу нравственного воспитания составляют знания о своей Родине – большой и малой. Обязательны экскурсии по центральным улицам, по памятным местам. Любовь к Родине начинается с любви к малой Родине.
Воспитывать уважение к взрослым необходимо с того, чтобы приучать ребенка помогать взрослому. Воспитание уважения к взрослому осуществляется и при помощи выполнения определенных бытовых правил: например, при входе в помещение, необходимо вытирать ноги о коврик, спокойно, тихо и организованно одеваться, не мешая окружающим, аккуратно умываться. Знакомя с этими правилами, социальный педагог должен сам показать правило и показать способы его выполнения.
Вся бытовая деятельность ребенка в детском саду должны быть занята полезными делами. Если все протекает в строгих рамках режима, когда организация в ДОУ предусматривает все «мелочи», ребенок быстрее и прочнее усваивает нормы и правила поведения.
Труд близких людей всегда должен быть в центре внимания ребенка, особое значение имеет наблюдение за коллективным трудом взрослых.
К избалованному ребенку применимы следующие приемы: систематические трудовые поручения, руководство и контроль, строгие требования к качеству выполненной работы, справедливая оценка без захваливания.
Воспитание заботливого отношения к младшим. Дети старшего дошкольного возраста уже должны осознавать необходимость заботы о маленьких. Формы самые разные : взаимное проведение время, посещение групп младших детей, помощь в сборе на прогулку, помощь в игре и пр.
Организаторские умения детей формируются самостоятельной индивидуальной работой и деятельностью ребенка. И только в процессе преодоления трудностей: найти выход их положения, по собственной инициативе помогать товарищам, быть настойчивым, болеть не только за себя и т. д.
Общий труд объединяет детей. Сама организация коллективного труда является условием развития нравственных качеств.
Сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Детский сад», «Больница» - развивают доброту, заботливость, гостеприимство, чуткость, доброжелательность. Следует помнить, что старшие дошкольники не всегда могут придумать сюжет игры. Чем сложнее игра – тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными.
Для развития доверия в группе, снижения обидчивости, для создания условий по развитию взаимопонимания, формирования умения любить окружающих, развития самоконтроля в конфликтных ситуациях необходимо проводить такие игровые упражнения как: «Волшебник», «Обижаться не могу, ой, смеюсь, ку-ка-ре-ку!», «Пусть встанет тот, на кого я посмотрю», «Когда природа плачет», «Стоп, кулак!» (Хухлаева О. В.).
Необходимы этические беседы. Проводя беседы с детьми, важно ориентировать их думать и высказываться. Задавая им два-три вопроса, давать ребятам говорить. Это дает возможность понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед с дошкольниками старшего возраста : «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Совершаем добрые поступки», «Как и чем можно порадовать близких», «Почему нельзя дразниться», «Что такое бескорыстная помощь», «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам», «Дружбу нельзя купить», «Я самый главный», «Не завидуй другому».
Следует избегать превращение разъяснения в продолжительные назидания: всякий раз оценивается конкретная ситуация, и несколько слов педагога в связи с ней могут убедительно передать его отношение к ответу ребенка, поступку.
Наблюдение за явлениями природы на прогулках, экскурсиях. Проведение постоянных наблюдений развивает интерес к природе, учит замечать изменения.
Подобные рекомендации необходимы в работе педагога по формированию нравственной личности ребенка старшего дошкольного возраста в условия дошкольного образовательного учреждения.
Спасибо за внимание