Надия Санджиева
Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт
«Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего
Мир природы с безграничным богатством
явлений, неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Многие тысячелетия человек боролся с природой и приспосабливал ее к своим нуждам. В настоящее время из-за непродуманной деятельности человека исчезает больше видов растений и животных, чем появляется вновь. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. К сожалению, в наш компьютерный век современные дети редко общаются с природой, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. В наши дни нравственное воспитание в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Публикация «Педагогический опыт „Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2019
Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать с самого раннего возраста. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Френис Бэкон называл природу источником познания закономерности, ибо, по его словам, мы не можем управлять иначе, как подчиняясь ей. А философ – просветитель Вольтер называл природу книгой, которая таит в себе неисчерпаемый источник познаний для человека. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование – неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.
«Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечество окажется в серьёзных руках» - писал профессор М. М. Камшилов.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые появляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Для этого мы, взрослые, должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое наше движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
Исходя из темы, мною разработано перспективное планирование для работы с детьми трех возрастных групп.
В решении вопросов экологического воспитания есть разные виды деятельности ребё нка: экспериментирование, наблюдение, труд, игра, физическая деятельность. Формирование у детей экологического воспитания основано в первую очередь при наблюдении. Большое внимание уделяется общению детей с природой. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Метод наблюдения является главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании. Наблюдение даёт возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Метод наблюдения входит в разряд наиболее значимых. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Поэтому наблюдение используется в повседневной жизни в форме различных циклов, включая в себя такие формы работы: непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, прогулки. Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на опознание или практическое преобразование природы. Это – труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, ведение календарей. Нельзя привить нравственное отношение к природе только по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому наши воспитанники на прогулке, экскурсии под руководством наблюдают за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений закрепляются представления детей. Помогаю детям хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Развиваю у детей умение обобщать накопленное представление о природе, способность воспринимать красивое, знакомлю с природоохранной деятельностью в нашей республике и стране. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
С помощью ИКТ я знакомлю детей с заказниками Калмыкии, а также показываю труд людей в поле, на огороде и скотоводческих фермах.
Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, в огороде и на участке помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях, например, после проведения наблюдения «Какие они - цветущие растения» дети начали понимать эстетику живого с экологических позиций : красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде полностью соответствующей его потребностям.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, нравственное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и я стараюсь использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, а на одной, очень высокой вязи есть гнездо. На примере выросших сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в парке, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Эстетическое переживания детей разнообразны – их радует красота в природе, они испытывают удовольствие от таких прогулок, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, я их помещаю в кармашек папки-раскладушки о природе, на выставку детских работ.
Для наблюдений использую дид. куклу «Машеньку», которая очень любит гулять с детьми в разные сезоны. Она помогает детям определять состояние погоды и одеваться в соответствии с погодой. Почти каждое наблюдение сопровождаю художественным словом: стихотворением, пословицей, поговоркой, загадкой или народной приметой использую стихи А. Толстого «Осень», «Дуб» Н. Матвеевой. С. Дрожжина «Привет», М. А. Познанской «Журавли», А. Л. Барто. «За цветами в зимний лес» Н. Никитина. «Встреча зимы» и многие другие.
Целевые и тематические прогулки провожу не только с познавательной целью (беседы, наблюдения и т. д., но и с практической, воспитывая у детей трудовые навыки. Вместе с детьми сажаем, а потом ухаживаем за растениями цветника и огорода: рыхлим, поливаем, полем, опрыскиваем. Ребята собирают семена для подкорки птиц зимой, образцы для оформления гербария, природный материал для ручного труда, выполняют творческие задания. В соответствии с темой и целью каждой прогулки дети участвуют в дидактических играх: «Найди дерево по описанию», «Узнай растение по описанию», «Живое - неживое», «Что сначала, что потом». В подвижных играх: «Гуси-Гуси», «Уточка», «Совушка - сова», «Кто первым добежит до дерева», «Спрячься за клумбу», «Найди растение по описанию», «Найди растение по названию», «Живая клумба цветов», «Что у меня в руке» и др.
Каждый день провожу работу с календарё м природы: учу отмечать погоду с помощью условных обозначений. В конце каждого месяца рассматриваем календарь природы и выясняем, сколько было солнечных пасмурных, ветреных дней и т. д. В течение всех времён года наблюдаем за различными явлениями в природе. После раскладывали с детьми картинки с изображением погодных явлений и я просила их найти ту, на которой нарисовано такое же небо, какое видели на прогулке в этот день. Выбранную детьми картинку дети помещали в уголке природы. Знакомлю с новыми комнатными растениями. Стараюсь сформировать и закрепить у детей знания о потребности растений в определённых условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на подоконнике. Был организован информационно – экспериментальный проект «Огород на подоконнике».
Провожу с детьми работу в специально отведенной зоне для проведения опытов, для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и природными явлениями. Опыты строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений, происходящем в природе явлениями и в процессе трудовой деятельности. Проводятся опыты в старших группах, а в средней группе использовала отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Чтобы закрепить полученные знания и привить любовь к природе, я провожу образовательную деятельность по экологическому воспитанию детей дошкольников : «Ребята о зверятах», «Встреча с домовёнком», «Путешествие Маши и Медведя», «Путешествие в цирк» «Животные нашего края» и др.
Сказки для детей заключают в себе огромные духовные богатства, которые могут служить делу воспитания и образования. Использую в чтении для детей экологические сказки : «Мышонок Скрип» «Письмо Ели» «Лесная мозаика» и т. д. Такие сказки помогают понять взаимоотношения человека с природой и у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребёнок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить.
На занятиях я также использую художественную литературу о природе. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.
Таким образом, художественная литература, в частности сказки, могут выступать действенным средством экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Праздничные мероприятия помогают развивать в ребёнке милосердие, внимание, справедливость, наблюдательность, желание помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Наши дети участвуют в районных, региональных, всероссийских, международных конкурсах поделок из природного материала и в интеллектуальных конкурсах, проявляя себя, свои способности, таланты и занимают призовые места.
Работу по экологическому воспитанию веду в тесном сотрудничестве с родителями. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме данной темы я провожу анкетирование по следующим вопросам:
• Что такое экология?
• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
• Посадили ли Вы дерево?
• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
• Любит ли Ваш ребенок бывать на природе?
• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по воспитанию нравственных качеств у детей через экологическое воспитание я использую инновационные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, консультации, дискуссии, круглый стол, практикумы, деловые игры, беседы.
Для создания единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений, эффективной формой работы воспитателя и родителей является круглый стол. К примеру, один из них я проводила на тему «Место и роль человека в природе», где обсуждались актуальные проблемы и общий подход к воспитанию у детей любви к природе.
Благодаря возможностям интернета оформлены интересные и увлекательные папки-передвижки на экологическую тему : «Приучайте детей к труду», «Любить, ценить и охранять». Через них родители знакомятся с народными приметами.
Рекомендую родителям также делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, смотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ нравственного воспитания.
Для познания животного мира родители вместе с детьми выступают в театрализованных познавательных мероприятиях в роли различных животных. Родители и дети в таких мероприятиях ощущают всё на себе, пропускают через призму своего сознания и мироощущения, как надо вести себя в природе.
Мир детей и мир взрослых взаимосвязан. Родители со своими детьми неоднократно участвовали в конкурсах совместных работ как внутри группы, так и общесадовских: «Необычный урожай года», «Цветы из разнообразных материалов», «Зимние поделки из потолочных плит», «Полёт в космос» - поделки из бросового материала» Такие конкурсы пробуждают воображение и желание включаться в творческую деятельность, развивают эстетический вкус, эмоциональное восприятие окружающего и бережное отношение к нему. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Одним из перспективных работ, способствующих решению экологических задач, является метод проектной деятельности. На данный момент мною разработаны и оформлены проекты «Домашние животные - наши меньшие друзья», «Откуда пришёл хлеб», «Зимняя мозаика», «Огород на подоконнике», «Мир природы родного края»«Будь природе другом!»«Мы хозяева Земли». .
В результате работы над этой темой я сделала следующее:
• Составила перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников в средней, старшей, подготовительных группах.
• Составила картотеку наблюдений по всем временам года для трёх возрастных групп.
• Составила картотеку игр по экологии родного края.
• Оформила картотеку по экспериментальной деятельности.
• Разработала конспекты НОД по экологическому воспитанию дошкольников.
• Изготовила макеты: «Домашние животные», «Дикие животные», «Морские обитатели», «Пастух и стадо» «Мир степи» «Насекомые», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран»,
• Совместно с родителями изготовили кормушки, скворечники для птиц, пополнили уголок природы комнатными растениями.
• Сделала папки-передвижки для родителей.
• Вместе с детьми собрали растения и листья деревьев и сделали гербарий.
• Изготовила экознаки.
Я считаю, что проделанная работа дала положительные результаты:
• сформировано понятие экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Мне хочется продолжить работу в этом направлении, потому что у детей развивается не только экологическая культура, но и возникают эстетические и этические чувства. А при положительных эмоциях формируется осознание ценностей природы и происходит нравственное обогащение личности ребёнка. Из всего сказанного следует, что за экологическим воспитанием ребёнка надо следить так же тщательно, как за его успехами в чтении, письме, математике.
Вывод: преодолеть экологический кризис можно только при совместном гармоничном развитии природы и человека. Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.