екатерина дергачева
Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная работа по проблеме : «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной и индивидуальной вариативности развития детей».
Тема: ОЭР: «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии».
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» размещена в разделах
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию, мышлению, памяти и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). Можно выделить формы проявления внимания :
• Сенсорное (перцептивное)
• Интеллектуальное (мыслительное)
• Моторное (двигательное)
Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
- 5-6 лет возникает форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.
- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.
В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
Расширяется объем внимания
Возрастает устойчивость внимания
Формируется произвольное внимание.
Следовательно, целесообразно подобрать и модифицировать методики, коррекционно-развивающих упражнений способствующих повышению уровней развития определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста (объем, устойчивость, произвольное внимание).
Методики, используемые при диагностики свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе применялись методики:
1. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004.
2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
3. Шкловский В. М. Обучающе - диагностическая система для исследования ВПФ детей. М., 2006.
Нормативы:
- высокий уровень – задание выполнено правильно (10-8 баллов);
- средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке (4-7 баллов);
- низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции (0-3 балла).
1. Найди и вычеркни.
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты.
Оборудование: рисунок с изображением простых фигур (лист 1, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания; количество изображенных предметов, просмотренных за все время работы; количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).
2. Запомни и расставь точки.
Цель: определение объема внимания.
Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (лист 2, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Фиксируемые параметры:
время выполнения; количество правильно воспроизведенных точек.
Объем внимания оценивается по 10-бальной системе:
3. Диагностика особенностей внимания.
Цель методики: определение эффективности внимания.
Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Оборудование: односюжетные картинки (лист 3, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.
Оценка уровня развития произвольного внимания :
• 4. Цель: выявления уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1 –м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе – зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе – зачеркивает во всех фигурках (лист 6) нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур (лист 4); 2) образ реальных предметов – рыбка. Воздушный шарик, яблоко и арбуз (лист 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (лист 6). В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом». – Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». – Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурках карточки и мух, и гусениц». – Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
- отвлекался от работы или нет;
- как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
- часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
- пытался ли проверять себя; если да, то как.
Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 6-7 лет, необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
= (1 + 2 + 3) : 3,
где - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;
1 – время заполнения карточки 4, 2 и 3 – соответственно карточек 5 и 6.
Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:
= (1+2+3) : 3,
где - среднее арифметическое количества ошибок;
1, 2, 3 – количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.
Нормативы:
• 5. Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти («Треугольники»).
Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по – своему.
Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги. Протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.
6. Корректурная проба.
Цель: диагностика распределения и переключения внимания.
Описание: ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы (лист 8). Например: елочку – поперечной чертой, мяч – вертикальной, а звездочку – крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут).
Оборудование: различного вида изображения – фигурные, буквенные, силуэтные и др. ; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.
Инструкция: «В каждой строчке зачеркивай карандашом, изображенные предметы по образцу».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания.
По результатам диагностики заполняется протокол для фиксации параметров на каждого ребенка.
Дефектолог подбирает специальные упражнения, направленные на коррекцию нарушений определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Учитель-дефектолог:
Дергачева Е. А.