Папки-передвижки

Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии

екатерина дергачева
Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Опытно-экспериментальная работа по проблеме : «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной и индивидуальной вариативности развития детей».

Тема: ОЭР: «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии».

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» размещена в разделах

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию, мышлению, памяти и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). Можно выделить формы проявления внимания :

• Сенсорное (перцептивное)

• Интеллектуальное (мыслительное)

• Моторное (двигательное)

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

- 5-6 лет возникает форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.

В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

Расширяется объем внимания

Возрастает устойчивость внимания

Формируется произвольное внимание.

Следовательно, целесообразно подобрать и модифицировать методики, коррекционно-развивающих упражнений способствующих повышению уровней развития определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста (объем, устойчивость, произвольное внимание).

Методики, используемые при диагностики свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе применялись методики:

1. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004.

2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

3. Шкловский В. М. Обучающе - диагностическая система для исследования ВПФ детей. М., 2006.

Нормативы:

- высокий уровень – задание выполнено правильно (10-8 баллов);

- средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке (4-7 баллов);

- низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции (0-3 балла).

1. Найди и вычеркни.

Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.

Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты.

Оборудование: рисунок с изображением простых фигур (лист 1, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания; количество изображенных предметов, просмотренных за все время работы; количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).

2. Запомни и расставь точки.

Цель: определение объема внимания.

Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (лист 2, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры:

время выполнения; количество правильно воспроизведенных точек.

Объем внимания оценивается по 10-бальной системе:

3. Диагностика особенностей внимания.

Цель методики: определение эффективности внимания.

Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.

Оборудование: односюжетные картинки (лист 3, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.

Оценка уровня развития произвольного внимания :

• 4. Цель: выявления уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1 –м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе – зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе – зачеркивает во всех фигурках (лист 6) нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур (лист 4); 2) образ реальных предметов – рыбка. Воздушный шарик, яблоко и арбуз (лист 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (лист 6). В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом». – Первый этап.

«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». – Второй этап.

«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурках карточки и мух, и гусениц». – Третий этап.

Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:

- отвлекался от работы или нет;

- как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;

- часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;

- пытался ли проверять себя; если да, то как.

Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).

Обработка результатов:

Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 6-7 лет, необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:

= (1 + 2 + 3) : 3,

где - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;

1 – время заполнения карточки 4, 2 и 3 – соответственно карточек 5 и 6.

Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:

= (1+2+3) : 3,

где - среднее арифметическое количества ошибок;

1, 2, 3 – количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.

Нормативы:

• 5. Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти («Треугольники»).

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по – своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги. Протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

6. Корректурная проба.

Цель: диагностика распределения и переключения внимания.

Описание: ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы (лист 8). Например: елочку – поперечной чертой, мяч – вертикальной, а звездочку – крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут).

Оборудование: различного вида изображения – фигурные, буквенные, силуэтные и др. ; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.

Инструкция: «В каждой строчке зачеркивай карандашом, изображенные предметы по образцу».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания.

По результатам диагностики заполняется протокол для фиксации параметров на каждого ребенка.

Дефектолог подбирает специальные упражнения, направленные на коррекцию нарушений определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-дефектолог:

Дергачева Е. А.

Публикации по теме:

Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот.

Конспект занятия на развитие внимания и зрительно-моторной координации с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на развитие внимания и зрительно – моторной координации. Занятие проходит с подгруппой.

Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возрастаКоррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста При правильных условиях воспитания, дети достаточно хорошо усваивают основные звуки родного языка. В силу физиологических особенностей или.

Коррекция мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Многочисленными исследованиями установлено, что первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных процессов.

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается.

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста .

Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю.

Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии. Проблемы сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии не теряют своей актуальности – это отмечали и отмечают в своих работах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 16:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» (включая файлы) размещена пользователем екатерина дергачева (УИ 416052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД