юлия грибова
Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии не теряют своей актуальности – это отмечали и отмечают в своих работах Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. П. Усова, Н. А. Ветлугина, Л. А. Катаева, Н. П. Морозова и др. Чувственное познание является основой познавательной деятельности, поэтому сенсорное развитие играет важную роль в развитии дошкольника. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. На современном этапе сенсорное развитие рассматривается как процесс усвоения общественного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей. Ощущения и восприятие – первая ступень познания окружающего мира, эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни человека. Психическое развитие дошкольника с проблемами в развитии протекает по тем же закономерностям, что и у нормально развивающегося ребенка. Однако оно происходит в иные сроки и имеет качественное своеобразие (Т. А. Власова, Е. Г. Левина). У детей имеет место отставание в развитии процессов ощущения и восприятия. Дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия, это отмечают в своих работах Е. А. Стребелева, А. А. Катаева. Процессы восприятия у детей замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Несформированность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребёнка. Сенсорное воспитание является с одной стороны, основой для формирования у ребёнка всех психических процессов- внимания, памяти, мышления, речи и воображения; с другой- оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Публикация «Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии,» размещена в разделах
Определение детского творчества одной из первых дала Е. И. Флёрина – «Детское творчество мы понимаем как созидательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Создать изображение ребёнок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что он владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют руки, ребёнок не может получить какое-нибудь отчетливое изображение. Но взор не может контролировать действия производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться. Следовательно, критерием сенсорной оценки создаваемого изображения служит представление предполагаемого результата – изображения в содержательной деятельности. Наибольший эффект для сенсорного развития дает продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Использование изобразительной деятельности может стать одним из средств, обеспечивающих процесс сенсорного развития и воспитания. Однако методические аспекты не разработаны. Это и послужило основанием к выбору темы исследования.
Цель: формирование сенсорной сферы детей с проблемами в
развитии.
Задачи:
- Изучить состояние проблемы в современной литературе.
- Выявить уровни сенсорных представлений у дошкольников с
проблемами в развитии.
- Разработать серию занятий по рисованию в процессе сенсорного
развития дошкольников.
- Проанализировать эффективность использования разработанной
системы занятий в процессе сенсорного развития дошкольника.
- Перенести в практику полученные умения и знания.
Основными методами работы являлись:
- Анализ психологической и педагогической литературы.
- Изучение и ведение психолого-педагогической документации и
личных дел.
- Наблюдение за детьми.
- Практическая деятельность.
- Педагогический эксперимент.
- Сравнительный анализ данных и обобщение результатов
исследования.
В ходе обследования был использован комплекс диагностических
методик для детей дошкольного возраста авторов В. П. Дубровой,
В. И. Ядешко, Е. П. Милашевич, В. М. Волобуева, М. Ю. Парамоновой,
Л. И. Павловой (см. в приложении). Детям были представлены 4 игровые методики, позволяющие определить знания о цвете, форме предметов, величине; о группировке предметов по внешним признакам, о сравнении предметов.
По результатам диагностики дети были разделены на уровни:
Высокий – имеет достаточный уровень сенсорных представлений
об окружающих предметах и их свойствах, называют
цвет, форму, величину. Сравнивают, группируют пред-
меты по внешним признакам, дифференцируют цвета
спектра, плоскостные фигуры.
Средний – сенсорные представления не достаточно сформированы
и дифференцированы, дети допускают 1-3 ошибки при
назывании цвета, формы, величины, при сравнении и
группировке предметов.
Низкий – имеет низкий уровень сенсорных представлений об
окружающих предметах и их свойствах; не называют
цвет, форму, величину, не умеют сравнивать, группиро-
вать предметы по внешним признакам, плохо справляются
с заданием или не справляются вообще.
Обследовано 11 детей.
Результаты диагностики показали:
- у детей не достаточно сформированы представления о цвете,
величине, форме.
- дошкольники слабо ориентируются в окружающем пространстве.
- у детей недостаточно сформированы знания о геометрических фигурах, не умеют объединять фигуры по различным признакам, не достаточно сформированы знания об объемных фигурах. Дети не умеют упорядочивать предметы по длине, ширине. Сравнивать предметы по величине с рядом стоящими, предыдущими и последующими.
Результаты оказались таковыми средний уровень показали 30% детей, низкий – 70% детей.
В соответствии с результатами диагностики, которая позволила выделить наиболее типичные ошибки у детей, был разработан план занятий по изобразительной деятельности для детей старшей диагностической группы (см в приложении перспективный план).
Своеобразие изобразительной деятельности дошкольников заключается, прежде всего, в том, что маленький ребёнок, включаясь в процесс изображения, часто не ставит перед собой изобразительных целей в том смысле, как понимает их взрослый художник. Для ребёнка важен сам процесс деятельности, который в дошкольном возрасте близок по характеру сюжетно-ролевой игре. Ребёнок рисует только то существенное, что необходимо ему для раскрытия задуманного содержания, он видит в рисунке гораздо больше, чем фактически изображено. Неполнота изображения компенсируется пояснениями, сопровождающими создание рисунка, жестами, реальным действием. Поэтому при организации работы по изобразительной деятельности с детьми я пользовалась общими рекомендациями, но содержание обучения, методы, приемы отрабатывались в соответствии с возрастом и возможностями детей. С помощью специальных игр упражняла детей в восприятии, различении, сравнении различных форм, цветов, величин, расположения в пространстве. В основе большинства из них лежит выбор по образцу, в системе игр и упражнений, направленных на формирование восприятия различных свойств предметов, особое место занимают игры по развитию координированных движений руки и глаз, что является необходимым условием изобразительной деятельности, а впоследствии письма. Занятия по рисованию включала в план воспитательно-образовательной работы. В процессе занятий уточнялись сенсорные представления у детей (цвет, форма, величина, а также отрабатывалась мелкая моторика. Обучение рисованию шло в системе от простого к сложному, учились правильно пользоваться кистью и гуашью, а также рисовали пальчиками. Работа проводилась на занятиях и в свободное время, проводилась поэтапно, эти этапы позволили закрепить сенсорные представления у детей.
Затем была проведена контрольная диагностика с использованием тех же методик и ее задачей было выявить динамику сенсорного развития детей.
Результаты оказались такими:
Высокий уровень – 15% детей
Средний уровень – 35% детей
Низкий уровень - 50% детей.
Положительные результаты, полученные в контрольной диагностике свидетельствуют об эффективности занятий по изобразительной деятельности, что позволяет применять их в процессе сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии. Разработанная система занятий логично встраивается в программу воспитания и обучения детей, она может быть использована педагогами общеобразовательных дошкольных учреждений.