Олеся Захарова
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – сосредоточенность сознания на чем-либо, выделение одного объекта из массы других. Оно является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляя собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другие явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной деятельности.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Публикация «Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Внимание – это один из тех психологических процессов, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых в психологии нет единого мнения. Одни ученые считают, что внимание не является самостоятельной психической функцией, так как оно не имеет своего специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует (П. Я. Гальперин). Другие полагают, что внимание представляет собой независимое психологическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Внимание, как все остальные психические процессы, имеют низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов при отсутствии волевых усилий. Непроизвольное внимание – генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей, намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т. д. Непроизвольное внимание обусловлено рядом факторов:
- объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность и т. д.);
- структурная организация (объединённые объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные);
- резкая смена объектов;
- субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;
- появление значимых сигналов, соответствующих актуальным потребностям индивида.
Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни человека, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.
Произвольное внимание – направленное, сосредоточенное в соответствии с сознательно поставленной целью; требует определенных волевых усилий, имеет активный характер; опосредовано социальными нормами организации поведения. Произвольное внимание, развиваясь на основе непроизвольного, регулируется сознательно поставленными целями. Оно играет большую роль в обучении ребенка и связано с различными формами его познавательной деятельности. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребенком определенной задачи, причем задача должна быть понята и принята. В этих условиях формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию, требующая от ребенка некоторых волевых усилий.
В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов внимания, состоящее в усилении избирательности функциональных систем мозга и возрастающей роли его лобных отделов.
В первые месяцы жизни ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, которое осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по принципу доминанты. Одна за другой появляются новые доминанты в поведении ребенка, и на их основе начинается образование сложных условных рефлексов в коре головного мозга.
У детей раннего возраста главным фактором привлечения внимания является новизна стимулов. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним. Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает трудности переключении и распределении внимания, которое слабо фиксировано и неустойчиво, его объем невелик. Дети не могут подчинить свои действия внешним управляющим влияниям, делают много ошибок.
Основное достижение в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид – произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к появлению произвольных его видов.
Л. С. Выготский, и А. Н. Леонтьев, рассматривая природу произвольного внимания, выявили роль общественно исторических условий жизни в его происхождении. Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. На первых этапах перехода от внешне определенного к внутренне детерминированному вниманию, то есть переходу от непроизвольного к произвольному, важное значение имеют средства, управляющие внимание ребенка. Дошкольники младшего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удержать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Например, если дошкольника 4-5 летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.
Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом формирования основ произвольного внимания. В этом возрасте взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Впоследствии ребенок усваивает эти средства и становится способным самостоятельно организовать своё внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения деятельности.
Список литературы.
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М. : Академия, 2002. – с. 38-41.
2. Григорьева Л. П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями// Дефектология. – 2002. - №1. – с. 3-11.
3. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. – М, 2002.
4. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского – М. : Академия, 2006.
5. https://psylist.net/obh/00140.htm