Елизавета Костылева
Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе.
Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую, зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Публикация «Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов : произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание.
Произвольное внимание – это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания. Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило, говорят там, где предмет, на который обращено внимание, сам по себе человека не привлекает.
В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.
В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания.
Речь формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, внимание является составляющей всех психических функций, именно внимание является компонентом любого другого психического процесса, в том числе и речи. Развивая внимание, мы тем самым развиваем и речь ребенка.
Можно использовать следующие игры на развитие слухового внимания :
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.
«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
«Пропавшая буква». Взрослый показывает картинки парные, они разные. Из первого слова убирается одна буква и получается новое слово, какая буква потерялась в каждом втором слове: коса – оса, столб – стол, крот – рот, уголь – угол, банка – банк, парк – пар, стол – сто, бусы – усы, склад – клад, шарф – шар.
«Забавные стихи». Внимательно послушай забавные стихотворения и скажи, что в них не так.
Рыбы плещутся в песке,
Муравьи живут в реке.
А на пальме бегемот
Ест бананы круглый год.
Гриву лев коню отдал,
А себе подковы взял.
Потерял свой острый рог
Одногорбый носорог.
Посмотри на небеса
И увидишь чудеса:
Черепашки там летят,
Свысока на нас глядят.
Помогите нарисовать картинки-небылицы:
• рыбы плывут по песку,
• муравьи возле водорослей построили муравейник,
• бегемот сидит на пальме и ест бананы,
• конь с львиной гривой,
• довольный лев с подковами,
• горбатый носорог без рога на носу,
• над облаками летят черепашки (на парашютах).
Игры для развития устойчивости внимания :
«Найди игрушку по описанию». Взрослый описывает игрушку, ребенк находит.
«Найди отличия». Взрослый предъявляет две картинки ребенку: «Внимательно посмотри на эти картинки. Опиши то, что на них изображено и найди отличия».
«Найди одинаковые предметы в ряду». Взрослый выставляет в ряд несколько предметов, два одинаковые и просит найти одинаковые.
Игра «Переплетенные линии». Взрослый предъявляет ребенку карточку с изображением переплетенных линий (восемь линий) с четко обозначенным началом и концом. Ребенок должен провести пальцем от начала каждой линии и до конца.
«Игра с мелкими предметами». Взрослый подбирает множество мелких игрушек или предметов (из «киндер-сюрприза»). На листе бумаги рисует контуры нескольких мелких предметов, например, морковки, машинки, звездочки, ботинка и т. д. Затем предлагает ребенку наложить на контур соответствующий предмет. Количество контуров-предметов постепенно увеличивается.
Перед ребенком лежат пять – шесть мелких предметов. По просьбе взрослого он берет только те из них, которые взрослый назовет, и в точно такой же последовательности, например: «Возьми машинку, бусину, звездочку и цветок». Игрушки ставятся в ряд по порядку. Количество предметов постепенно увеличивается.
Игра «Палочки». Взрослый рисует на листе 10-12 палочек разной высоты. Две или три должны быть одной высоты, которые и должен найти ребенок.
Игра «Разрезные картинки». Взрослый изготавливает две картинки: одна целая и одна – с линиями для разреза (шесть – восемь частей, предлагает ребенку собрать разрезанную картинку и назвать ее. Если ребенок затрудняется, взрослый предлагает образец (целую картинку). Собрав картинку по образцу, ребенок называет ее. Картинка может собираться без образца.
Игры на переключаемость внимания :
«Найди пропущенное число»
«4-й лишний»
«Съедобное – несъедобное»
Таким образом, используя игры на развитие внимания, вы тем самым влияете на все психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление) и, конечно же, на речь, так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.