Лариса Зимина
Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю по методической теме: «Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях «Логоритмика»».
Актуальность. В последние годы постоянно увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи. В силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста – логопеда.
Публикация «Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Приступая к работе по данной теме, я исходила из того, что у многих детей нашего ДОУ с речевой недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций. Проведя несколько пробных занятий по логоритмике, я заметила, что совмещение двигательных и речевых сфер способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства.
Новизна. Для преодоления речевых отклонений существуют логоритмические занятия с учителем-логопедом, на которых основной упор делается на речевых упражнениях и на развитие мелкой моторики. В нашем ДОУ такие занятия не проводились по той причине, что учитель-логопед был совместителем на 0,5 ставки, работал с воспитанниками по устранению нарушений речи. Чтобы устранить существующий пробел по коррекции речи в сочетании с движением, я решила ввести занятия по логоритмике.
Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое развитие спонтанно не достигнут своего уровня. Необходима комплексная система коррекционной работы, направленная одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы. Занятия логоритмики позволяют осуществить дифференцированный подход к коррекции речевой и двигательной сферы.
У детей с недоразвитием речи нередко наблюдаются различные отклонения в двигательной сфере: скованность движений, несобранность, неуклюжесть, дискоординация движений, различные двигательные уловки. Содержание логоритмики состоит из различных видов деятельности, которые варьируются в игровой форме. Поэтому значение подвижных игр для детей весьма велико: дети совершенствуют необходимые движения, учатся выступать в коллективных играх.
Новизна опыта заключается в том, что занятия логоритмики позволяют осуществить дифференцированный подход к коррекции речевой и двигательной сферы. Особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал.
На начальном этапе работы по теме я, во взаимодействии с учителем-логопедом, провела мониторинг речевого развития воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. Исходя из полученных результатов, были намечены цели и задачи логоритмических занятий.
Цель логоритмики. Преодоления речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием путем воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.
Задачи логоритмики.
• Расширение лексического запаса
• Развитие слухового внимания и зрительной памяти
• Совершенствование общей и мелкой моторики
• Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой
• Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения
• Автоматизация звуков в игровой форме
Работу по логоритмике я начала с создания образовательной среды. Для каждой группы детей мною были разработаны комплексы речевых гимнастик, подобраны дыхательные упражнения, упражнения для развития общей моторики, координации движений. Для автоматизации звуков были выбраны доступные возрасту ребенка скороговорки.
Занятия по логоритмике проводились с воспитанниками старшей и подготовительной групп один раз в неделю по 30 минут. Содержание логоритмики состоит из различных видов деятельности, которые варьируются в игровой форме. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей.
Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движений с речью. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Поскольку ритмичные движения облегчают известным образом речь ребенка, то эти упражнения используются с первых же занятий с детьми. В дальнейшем они служат мне материалом для речевых зарядок, а также для отдыха и переключения к другому виду деятельности.
Ожидаемый результат. Выработка метро-ритмической пульсации, а с ней четкости, выразительности, координированности движений, а следовательно улучшение речевого развития.
Транслирование опыта работы. На протяжении двух лет работы по теме «Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях «Логоритмика», мною были представлены сообщения, методические наработки, презентации на различных уровнях.
Результативность. В течение работы по теме «Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях «Логоритмика» мною проводился мониторинг необходимых критериев развития воспитанников подготовительной группы на начало и конец учебного года.
Критерии мониторинга:
1. Равитие речи
2. Координация движений
3. Восприятие музыки (художественно-эстетическое развитие)
4. Личностное равитие
По результатам речевых проверок на конец учебных годов речь многих воспитанников достигла возрастной нормы. Движения стали более координированы, осмысленны.
Художественно-эстетическое и личностное развитие воспитанников достигло устойчивой положительной динамики.