Елизавета Костылева
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Сензитивность возрастная – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.
Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным. Это неблагоприятно сказывается на развитии психики.
Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов : произвольным и непроизвольным.
Непроизвольное внимание – это вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе непроизвольного внимания лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, оно кратковременно, быстро переходит в произвольное.
Произвольное внимание – это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания. Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило, говорят там, где предмет, на который обращено внимание, сам по себе человека не привлекает. Произвольное внимание носит опосредованный характер (внутренне опосредованный характер). Оно опосредуется внутренними речевыми и интеллектуальными процессами.
Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.
В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того, чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому взрослому следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес).
Игровые упражнения на развитие внимания проводятся с учетом ряда принципов:
• целенаправленности;
• наглядности;
• систематичности и последовательности;
• доступности;
• активности детей.
Для развития устойчивости внимания можно использовать следующие упражнения и игры:
• «Найди игрушку по описанию взрослого»;
• «Найди отличия»;
• «Найди одинаковые предметы в ряду»;
• Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук (лабиринты, дорожки, дорисовывания, мозаика, шнуровка, нанизывание бусинок по образцу и т. п.);
• Различные по тематике корректурные пробы.
Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, можно использовать:
• «Графический диктант»;
• «Внимательные ушки» (в различной интерпретации);
• «Что перепутал художник?»;
• «Найди пару»;
• Разнообразные игры для развития дыхания.
Развивать способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, переключаемость внимания можно с помощью следующих игр:
• «Найди пропущенное число»;
• «Найди пропущенную букву»;
• «Найди пропущенный знак»;
• «4-й лишний»;
• «Съедобное – несъедобное»;
• «Узнай себя»;
• «Зеркало».
Трудности вызывает развитие распределения внимания, т. к. для этого необходимо, чтобы мозг ребенка находился на определенном уровне физиологического созревания. Кроме того, для достижения даже небольшого результата работа в этом направлении должна вестись систематично, кропотливо и в течение продолжительного времени. Хорошим подспорьем здесь станут:
• Игра «Посчитай одновременно»;
• Игра «Решай примеры»;
• Разнообразные игры по принципу таблиц Шульте.
И, наконец, для совершенствования такого свойства, как объем внимания, можно использовать следующие задания:
• «Мое любимое блюдо»;
• «Моя любимая игрушка»;
• «Внимательные глазки»;
• «Угадай, кто?»;
• «Запомни как можно больше».