Аня Еремеева
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. При этом важную роль играет индивидуальный подход. В последнее время педагоги при работе с детьми стараются использовать личностно-ориентированный подход, который опирается на особенности нервной системы, темперамента каждого ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка и влияют на развитие и проявление внимания.
Публикация «Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента» размещена в разделах
Актуальность изучения индивидуального подхода в дошкольном возрасте очень высока, при этом необходимо учитывать особенности темперамента и уровень внимания детей [2].
Большинство ученых и практиков признают, что темперамент является важным условием, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Если не будет учитываться преобладающий тип темперамента в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, то ему сложно будет раскрыть свои таланты и особенности личности [3].
С целью изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента было проведено исследование. На начальном этапе исследования был проведен констатирующий этап эксперимента, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Результаты исследования показали, что у 15% детей выявлен очень высокий уровень объема внимания, у 25% детей выявлен высокий уровень объема внимания; у 40% детей был выявлен средний уровень объема внимания, у 20% детей был выявлен низкий уровень объема внимания, у 20% детей был выявлен высокий уровень концентрации внимания. Также у 50% детей выявлен средний уровень концентрации внимания, у 30% детей выявлен низкий уровень концентрации внимания; у 10% детей выявлен очень высокий уровень распределения внимания, у 20% детей выявлен высокий уровень распределения внимания, у 30% детей был выявлен средний уровень распределения внимания; у 25% детей выявлен низкий уровень распределения внимания, у 15% детей выявлен очень низкий уровень распределения внимания, у 30% детей выявлен высокий уровень устойчивости и продуктивности внимания. Также у 35% детей выявлен средний уровень устойчивости и продуктивности внимания, у 35% детей выявлен низкий уровень устойчивости и концентрации внимания. Преобладающим типом темперамента у этих детей является холерический тип. У детей с высоким уровнем объема, продуктивности и устойчивости внимания преобладающим типом темперамента является сангвинический.
Устойчивость и сосредоточенность внимания у детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном, они часто отвлекаются. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа: в течение отведенного времени все дети-флегматики сосредоточенно выполняли задание. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребенок не слышал или не понял речь, обращенную к нему. Кроме того, флегматики испытывают определенные трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Меланхоликам непросто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. И наоборот: холерики и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили ее до конца.
Далее была проведена коррекционная работа с детьми, имеющими низкие показатели внимания. Результаты коррекционной работы показали, что использование специальных игр и упражнений является эффективным средством в преодолении возникающих трудностей. В результате проведенной работы отмечаются положительные сдвиги в уровне объема, продуктивности и устойчивости внимания.
При повторной диагностике детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие изменения: у 28% детей изменился уровень объема внимания, у 28% детей изменился уровень концентрации внимания, у 86% детей изменился уровень распределения внимания, у 43% детей изменился уровень устойчивости и продуктивности внимания.
Положительные результаты свидетельствуют о целесообразности комплексной коррекционной работы.
Литература
1. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] / И. Л. Баскакова - М. : Издательство «Институт практической психологии», 2002. - 263 с.
2. Гальперин, П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая - М., 2000. - 432 с.
3. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии / [Текст] : Пер. с пол. под общ. ред. И. В. Равич-Щербо. Я. Стреляу - М. : Прогресс, 2000. - 274 с