Татьяна Галимон
Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких - либо стихотворений, историй, сказок. Эти игры не только эмоциональны и увлекательны, но исключительно полезны для детей, так как способствуют развитию речи. А задача по развитию речи очень актуальна для групп раннего возраста. «Образовательная программа ДОУ» нацеливает нас на широкое использование пальчиковых игр в нашей работе.
Публикация «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальным, результативным в практике нашего учреждения стал долгосрочный проект «Развиваем ручки», который проводился в группах раннего возраста. Проект состоял из трёх этапов. На первом этапе были намечены цель проекта - это формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики. Исходя из цели, поставили задачи:
1. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
2. Обогащать словарный запас, развивать связную речь;
3. Тренировать тонкие движения пальцев рук.
Перед началом работы по проекту, педагоги раннего возраста, изучили специальную литературу по теме, провели анкетирование для родителей «Что такое мелкая моторика? Как ее развитие влияет на речь детей?», привлекли к проекту не только детей, но и их родителей. Для определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика ручного праксиса. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей – это тренажер «Будущий мастер» (разные виды запоров); пособие «Цветные бантики»; пособие «Разноцветные бусы»; пособие «Павлин»; пособие «Колобок»; игра «Волшебное сито» (для игр с крупами); пособие «Массажные щётки»; разного вида театры.
На втором этапе (основном) педагогами раннего возраста были использованы следующие формы игровой деятельности:
-Пальчиковые игры с предметами. В качестве предметов педагоги брали массажные мячи, карандаши, прищепки;
-Пальчиковые игры на основе сказок. В работе использовали готовые пальчиковые театры, а также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх педагоги применяли традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Так же игры, с элементами самомассажа выполняли с помощью различных предметов, это были деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. ;
- Активные игры со стихотворным сопровождением. Дети проговаривали и выполняли движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке;
-Игры-манипуляции. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка»;
- Игры со счетными палочками. На ровной поверхности из палочек дети выкладывали изображения различных предметов. Начинали с простых геометрических фигур, постепенно усложняя задания. Очень понравилось детям, когда игра сопровождалась простыми стихами;
- Игры с массажными гладкими и колючими мячиками (катали по ладошке, столу, коврику);
-Различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.);
- Работа с крупами. Применение крупам (горох, рис, гречка и т. д.) нашли не только в мозаике, но и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра «Золушка» (дети перебирали перемешанную крупу, «Письмо на крупе»;
- Упражнения с бумагой. Этот комплекс упражнений позволил ребёнку увидеть, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Дети с удовольствием комкали листы бумаги, обматывая их цветными нитями. Получались мячики для игры, дети с удовольствием забрасывали их в корзинку. Склеивая мячики между собой, получали забавные игрушки, давали им имена;
- Игры с прищепками и пуговицами. Для того чтобы игра была интересной для ребенка, прищепки прикрепляли по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, дождик к тучке, травка к земле);
-Дидактические игры (вкладыши, бусы, паззлы, шнуровки, мозаики, пирамидки.);
- Конструкторы и наборы строительных материалов.
Для родителей оформили папку – передвижку «Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия», «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (игры и упражнения для занятий дома). Провели родительские собрания и консультации на темы: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка». «Сенсорные игры».
В ходе реализации проекта «Развиваем ручки» предполагаемые результаты были достигнуты: создали необходимые условия в группах раннего возраста по речевому развитию, повысили компетентность родителей. Оформили картотеки разных видов пальчиковых игр, обобщили опыт работы по данному проекту. У детей по окончании данного проекта сформировался интерес к рассматриванию иллюстраций, они слушают и проговаривают стихи за взрослыми, активно участвуют в играх - занятиях по развитию речи. Более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым. Малыши научились выражать свои мысли словом, озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней); расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей. Дети знают и играют в пальчиковые игры. В речи детей появились простые предложения. Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.