Надя Мешкова
Мелкая моторика развивает малыша
▼ Скачать + Заказать документы
«Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
И. М. Сеченов.
Чтобы быть умным - надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой. Странная фраза на первый взгляд, говорит об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. И понимание этой связи дает хороший фундамент родителям для интеллектуальных способностей своего ребенка.
Публикация «Мелкая моторика развивает малыша» размещена в разделах
Моторика - двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определенной задачи. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, бег, ползание, прыжки и тому подобное. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами, для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застегивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем крупной моторики. Нарушения моторных функций влекут за собой сбои в работе двигательных систем человека. Это все виды паралича, болезнь Паркинсона, ДЦП, спиноцеребеллярная атаксия и т. д. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с камнями. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивают координацию движений, силу и ловкость.
Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, от пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами; чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание). Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив всех психических процессов» (внимания, память, восприятие, мышление, речь).
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
1. Массаж для ладошек. Это самый простой и универсальный способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Вкладыши-мисочки. Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребенка понятие о размере предметов.
5. Крупы. В миску насыпьте любую крупу и дайте ее малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать ее сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
6. Баночки с крупами. Насыпьте крупы в тарелочки и пусть ребенок складывает обратно в баночку по одной, то правой, то левой рукой.
7. Рисование на песке. Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
8. Собирание мозаик и пазлов. Для детей до трех лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
9. Игры с водой увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.