Мария Иванова
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [З]— [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по развитию речи
Образовательная (ые) область (и) : познавательное развитие
Тема занятия : Звуковая культура речи : дифференциация звуков з – ж.
Возрастная группа : старшая группа
Цель занятия : закрепление правильного, отчётливого произношения звуков.
Задачи занятия :
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков [З]— [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- обучающие: учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки з – ж; учить определять место звука в слове;
- воспитательные: воспитывать желание употреблять в речи вежливые формы обращения в речи;
- развивающие : продолжать развивать фонематический слух.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания) :
Словарная работа: знойно, жонглёр.
Планируемые результаты занятия : дети научатся правильно произносить согласные звуки з – ж, закрепят умение определять место звука в слове; смогут различать эти звуки на слух.
Подготовительная работа: Д/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»; рассматривание картинок, определение, с какого звука начинается слово.
Материалы и оборудование: фишки для игры, аудиозапись звуков комара и жука, картинки с изображениями жука и комара, карточки-схемы на три клетки для определения места звука в слове, фишки.
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап
0,5 мин. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности. На фоне спокойной музыки педагог собирает детей и просит их передать друг другу из ладошек в ладошки нежно пёрышко. Затем спокойную музыку сменяют записи звуков комара и жука. Педагог обращает внимание и спрашивает детей, узнали ли они, чьи это звуки. Словесный: ситуативный разговор.
Принимают участие в разговоре Дети проявят желание (готовность) продолжить начатую деятельность
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме Педагог обращает внимание детей на картинки с изображениями комара и жука. Ведет краткую беседу о внешнем виде насекомых.
Просит произнести звуки издаваемые комаром и жуком. Педагог произносит в слух по очереди звуки з-ж, а дети должны на звук З легко хлопнуть в ладоши (поймать комара, а на звук Ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз. Практический: выполнение задания.
Наглядный:
рассматривание
Словесный:
рассуждение,
вопросы Принимают участие в рассматривании картинок, отвечают на вопросы, выполняют задание Расскажут про комара и жука, первый -маленький писклявый, второй – большой, громкий, грубый.
Выполнят задание на слуховое восприятие звуков.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Показать разницу в произношении звуков з – ж; обогащение словарного запаса. Далее педагог просит произнести слова, содержащие эти звуки (зонт, жонглер, знойно, забияка, желтый, жарко). Обращает внимание на слова, которые детям были не понятны. Проводит игру «кто больше назовет слов со звуками з-ж». При каждом правильном ответе дети получают фишку, по окончании фишки подсчитываются, и выявляется победитель. Словесный: называют слова со звуками з-ж Выполняют задания педагога Смогут назвать слова со звуками з-ж, узнают значения новых слов: знойно, жоглёр.
2.3. Динамическая пауза
Удовлетворение двигательной потребности детей ( либо: снятие мышечного напряжения) Проводит динамическую паузу: комплекс физических упражнений на снятие мышечного напряжения. Практический: выполнение движений.
Наглядный: показ
Словесный: инструкция Выполняют движения по показу воспитателя Дети удовлетворят двигательную потребность.
2.4. Этап практического решения проблемы
Закрепление умения определять звуки з-ж в словах Педагог объясняет новое задание «Если я произнесу слово, в котором два звука з-ж, то хлопните в ладоши два раза, если один звук, то хлопнуть нужно один раз». Далее детям педагог предлагает определить место звука в слове, раздает карточки и фишки. Слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали. Словесный: обобщение
Практический: играют в д/и, определяют место звука в слове. Определяют место звука в слове, играют в игру. Смогут правильно определять место звука в слове
3. Заключительный этап
Подведение итогов деятельности.
Обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки Проводит ситуативный разговор о том, что интересного узнали, чему полезному научились.
Мотивирует детей на последующую деятельность: подумать, в каких словах еще есть звуки з – ж.
Словесный: разговор, вопросы Принимают участие в разговоре Выскажут свои мнения о практической значимости деятельности.
Проявят желание искать еще слова со звуками з – ж.