Полина Сергеевна Бобровникова
Технологическая карта занятия для старшей группы «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей - 20 человек
Дата проведения: 2 марта 2023 года
Культурная практика: игровая деятельность, познавательная, продуктивная.
Культурно-смысловой контекст: участие в практической деятельности, направленной на расширение знаний об истории русской культуры.
Используемые методы и приемы: активные методы обучения: дидактические игры, решение проблемных задач, высказывание собственных суждений, отгадывание загадок, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, самостоятельность выполнения задания, взаимодействие с предметами.
Публикация «Технологическая карта занятия для старшей группы „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
Цель занятия: формирование элементарных представления об истории русского народа, через знакомство с произведениями искусства, реконструкцию образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции).
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с бытом наших предков (русских). Закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской). Познакомить с куклами самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.
Развивающие: развивать эстетические чувства, интерес к искусству.
Развивать умение соотносить предметы по смыслу, опираясь на свойства предметов.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к истории русского народа, бережное отношение к ценностям русского наследия, игрушкам, предметам, фольклору. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Оборудование: Ноутбук, экран, проектор, макет «Русская изба», предметы русского быта, иллюстрации к русским народным сказкам, репродукции картин, записи с русской народной музыкой; куклы одетые в русские народные костюмы. На каждого ребёнка: силуэты кукол, бумажная одежда разных национальностей (набор, разрезные картинки, карточки на соотнесение, деревянные ложки, платок, мелкие детали для украшения кукол.
Структура занятия
1. Организационный этап 3 мин.
Цель деятельности воспитателя: Введение в ситуацию. Поощрять высказывание собственных предположений.
Содержание занятия, деятельность воспитателя: Приглашает детей посмотреть на макет «Русская изба» и выставку предметов быта. Рассказывает детям о том, что сегодня поговорим о наших предках, их быте, обычаях. Спрашивает у детей, знают ли они о том, как называлась наша страна раньше? Что означает слово «предки?». Древнее придание рассказывает, что давно, около полутора тысячи лет назад на нашей Руси жили славяне. Так тогда назывался народ, потомками, которых стали русские, украинцы, белорусы и другие народы. Они были нашими предками.
Деятельность воспитанников, предполагаемые действия: Рассматривают макет и выставку, высказывают свои предположения.
Планируемый результат: Рассмотреть макет и предметы быта русского народа. Узнать, что означает слов «предки».
2. Основной этап 14 мин.
Цель деятельности воспитателя: Актуализация знаний и умений.
Расширение кругозора, знаний об истории русской народной культуры, русского народного костюма, пополнения словарного запаса детей.
- Развитие эстетических чувств, эстетического восприятия, интереса к искусству.
- Закрепление знаний о русском народном костюме. Формирование умения классифицировать предметы по существенному признаку.
- Закрепление знаний о частях тела человека, его половых различиях.
- Правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.
- Развитие умения соотносить предметы по смыслу, опираясь на свойства предметов.
- Закрепление знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям.
- Закрепление умения отгадывать загадки, развитие интерес к родному языку. - Воспитание правила взаимодействия в коллективе сверстников.
- Познакомить детей с новым способом изготовления поделок из деревянных ложек. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки. Совершенствовать мелкую моторику.
Содержание занятия, деятельность воспитателя: Приглашает поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».
Спрашивает, что знают дети о быте предков? (воспитатель выделяет по имени детей, проявляет инициативу и хвалит их).
Предлагает посмотреть кукол в русских национальных одеждах.
Объясняет, что мужчины носили рубашки, которые назывались – косоворотки, значит рубаха с косым воротом. Косоворотки носили на выпуск, не заправляя в брюки, подпоясывались шерстяным поясом.
Женщины носили сарафаны, рубахи, кокошник на голове.
Предлагает на слайдах рассмотреть репродукции картин, на которых изображены женщины в русских головных уборах. Полюбоваться их красотой.
Дидактическая игра «Одень куклу в русский костюм». (На столе разложена вырезанная бумажная одежда разных национальностей и современная).
Дидактическая игра «Собери картинку»
– Как называется мебель, которая заменила лавку? сундук? люльку?
Предлагает карточки с изображением старинных и современных предметов быта.
– Соедините линии по два предмета так, чтобы проследить путь каким предмет был и каким стал в современном мире.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Педагог предлагает назвать, в каких сказках встречается деревянные строения (избы, терема, хоромы, палаты.)
На слайдах поочерёдно появляются иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси лебеди», «Колобок», «Теремок», «Зимовьё зверей» и др.
Педагог предлагает отгадать загадки и показать предмет на макете или на столе.
1. Наша толстая Федора наедается не скоро,
Но зато, когда сыта, от Федоры – теплота (печь).
2. Три братца пошли купаться.
Два купаются
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли на третьем повисли. (ведра, коромысло).
3. У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нем сготовить можно ужин.
(чугунок)
4. Рогат а, не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит – отдает,
Сам в угол идет. (ухват)
5. У носатого у фоков
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит.
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит.
Всем чай пить велит. (самовар)
6. Без рук, без ног
Во все стороны клонится. (колыбель)
7. Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это… (ложка)
– В старину не было игрушек, и чтобы успокоить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку из ложки и платочка.
Предлагает смастерить такую куклу самостоятельно.
Деятельность воспитанников, предполагаемые действия:
Играют в игру «Ручеёк».
Рассказывают, кто что знает.
Рассматривают кукол, трогают, передают друг другу.
Повторяют незнакомые слова «косоворотка», «кокошник».
Рассматривают репродукции, выражают свой интерес к изобразительному искусству.
Каждый ребёнок выбирает русский народный костюм и наклеивает его на силуэт куклы («одевает»).
Дети собирают разрезные картинки с изображением русской избы, предметов мебели и быта. А затем рассказывают о том, что у них изображено. Рассказывают, как называются современные предметы мебели.
Выполняют задание по карточкам.
Передают карточки друг другу, рассуждают, правильно ли выполнено задание.
Рассматривают иллюстрации, называют сказки.
Отгадывают загадки и показывают предмет.
Каждый ребёнок берёт деревянную ложку.
Мастерят куколку по предложенному образцу, украшают элементами по своему желанию.
Планируемый результат: Рассмотреть макет и предметы быта русского народа. Узнать, что означает слов «предки».
Поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».
Рассказать о быте предков.
Рассмотреть кукол в русских национальных костюмах. Узнать значение новых слов «косоворотка», «кокошник».
Полюбоваться изображением женщин в русских головных уборах – кокошниках.
«Одеть» кукол в русский национальный костюм, выбрав его из множества других нарядов.
Собрать изображение старинных предметов мебели. Рассказать о них и сравнить с современными предметами.
Проследить путь изменения предметов быта в истории цивилизации.
Проверить друг друга.
По изображению деревянных изображения определить из какой они сказки.
Отгадать загадки и показать отгаданные предметы.
Смастерить куклу из деревянной ложки и платочка; украсить по своему желанию.
3. Заключительный этап - 3 мин.
Рефлексия. Помочь детям вспомнить и осознать основные компоненты деятельности.
Педагог: "Ребята, что на нашем занятии понравилось больше всего? Что вам запомнилось? Что вам было особенно интересного? Мы с вами будем продолжать, знакомится с тем, как жили люди на Руси, с традициями русского народа, с народными праздниками. "
Предлагает послушать русскую народную песню: «Во поле березка стояла».
Дети делятся впечатлениями, по желанию выходят и танцуют.
Планируемый результат: Проанализировать свою деятельность. По желанию: послушать или потанцевать под предложенную мелодию.