Светлана Гуськова
Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по образовательной области «Познание»
«Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре.
Средняя группа
Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. Способствовать развитию физической активности детей. Обогащать словарь. Воспитывать уважение и любовь к родному краю, к русской народной культуре и традициям.
Публикация «Конспект занятия „Как раньше жили на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Материал: презентация «Изба», макет русской избы, чугунок, крынка, рушник, презентация к дидактической игре «что раньше было, что сейчас».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в далекое прошлое. В то время, когда жили наши с вами прабабушки и прадедушки! Отправимся? Тогда сложите пальчики колечками, закрываете глазки и говорите волшебные слова:
Ты катись, катись, колечко
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
Прямо в русскую избу!
Дети открывают глаза. Перед ними макет «русская изба». Обследование макета и параллельный просмотр презентации «Русская изба»
Воспитатель: Где это мы оказались? Правильно в старине, в русской избушке!
Раньше на Руси строили дома невысокие, небольшие как сейчас, и назывались они Избы. Из чего делали избы? Из деревянных бревен сосны или ели мастерили дома без единого гвоздя.
Почему избы были маленькими? Дома были небольшими, чтобы быстрее и легче их можно было прогреть, растопив русскую печку.
Печка была самым важным в русской избе. Если печи в доме не было, то считался дом нежилым, почему? Правильно, в таком доме было холодно, нельзя было приготовить пищу.
Изба делилась на 2 части: там, где стояла печка – был печной угол, а рядом красный угол? Кто догадается почему? Красный цвет считался самым богатым, красивым, поэтому самое красивое место в доме и назвали так: красный угол. Что в нем находилось: иконы, вышитые рушники, стол, лавки, половики.
Где кушали люди? Да, за столом, сидели на лавках и ели из глиняной посуды (обследование глиняной посуды – чугунок, крынка) деревянными ложками.
Где спали в русской избе? На лавках, на печи, а малышам специально устраивали люльки – кроватки из бересты и подвешивали к потолку, чтобы можно было младенца качать.
А это что за предмет? Это ребята сундук! Для чего он? Конечно, чтобы хранить разные вещи.
Вот как раньше люди жили.
А я вот знаю одну историю, про дядюшку Трифона. Хотите узнать? Тогда вставайте в круг.
Подвижная игра «У дядюшки Трифона»
Цель: развитие подражательных умений, формирование умения играть по правилам, воспитывать смелость и находчивость.
Ход игр: играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.
Воспитатель: Посмотрите на экран! Поиграем в игру! Я вам буду показывать картины из прошлого, а вы называйте тоже самое из будущего!
Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас» с просмотром презентации.
Воспитатель открывает картинку из презентации, дети называют предмет старины, определяют для чего он служил и догадываются как этот предмет выглядит сейчас. Если ребята отгадали - появляется нужная картинка.
Воспитатель: Молодцы!
Время быстро пролетело, но нас уже ждут в детском саду. Скорее складывайте пальчики в колечко, закрывайте глазки и повторяйте волшебные слова:
Ты катись, катись, колечко
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
Прямо в садик поутру!
Воспитатель: вот мы с вами все благополучно и вернулись в детский сад! Много мы сегодня узнали! О чем мы говорили? Какие слова новые узнали?
Молодцы! Макет избушки я с собой прихватила, чтобы вы еще раз могли его рассмотреть внимательно!
(Самостоятельное изучение макета детьми).