Наталья Муравьева
Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии «Путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной деятельности с детьми старшей группы.
Тема: Куда улетают ласточки.
Возрастная группа: дети 7 года жизни
Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность, технология «Путешествие по карте»
Форма организации: групповая
Публикация «Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии „Путешествие по карте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Учебно-методический комплект: Образовательная программа «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. ; Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева; Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова.
Средства:
Наглядные: глобус, рисунок карты, карточки с изображением ласточки, трафареты животных и различных видов транспорта.
Мультимедийные: презентация «Куда улетают ласточки»
Цель: Формирование познавательной активности, создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире.
Задачи: Продолжать знакомить детей с глобусом и картой, научить составлять маршрут путешествия. Познакомить детей с природно-климатическими зонами Европы и Африки, животными, живущими на данных материках. Дать детям реальные представления о перелете птиц на примере ласточки, о пути следования на место зимовки. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческую активность, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к животным, природе и окружающему миру.
Предварительная работа: проведение нод «Перелетные птицы»; рассматривание иллюстраций с изображением ласточки; чтение И. С. Никитин «Гнездо ласточки», К. Д. Ушинский «Ласточка», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым».
Планируемый результат:: Дети получат элементарные знания о глобусе и карте; научатся прокладывать маршрут; узнают о трудностях птиц во время перелета, о месте зимовки ласточки, о животном мире Европы и Африки.
Этапы деятельности.
1. Выбор пункта назначения.
Воспитатель вносит в группу картину с изображением летящих ласточек, спрашивает детей, знают ли они этих птиц. Куда летят ласточки? Почему они улетают на юг? Кто знает, какие страны или материки есть на юге?
Воспитатель предлагает детям подойти к глобусу и показать Африку.
- Ребята, кто из вас был в Африке? Хотите побывать? Предлагаю отправиться в путешествие по следам ласточки, возможно, мы её встретим на просторах Африки.
2. Выбор транспортного средства
Ребята, а как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Африки? Давайте подумаем и порассуждаем.
Может на машине?
Ответы детей: Нас много, в машину не влезем. Может на автобусе, или на поезде.
Воспитатель: А мы сможем на поезде добраться до самой Африки?
Ответы детей: Нет, только по суше, дальше океан, значит, поплывем на корабле.
Воспитатель: На каком ещё транспорте мы можем путешествовать?
Дети: На самолете, чтобы быстрее добраться.
Воспитатель: Тогда, чтобы время зря не терять, отправляемся на самолёте. Представьте, что мы на борту самолета и
готовимся к отлету.
3. Определение маршрута по глобусу и карте и прокладывание его цветными маркерами на карте.
-Ребята, нам с вами надо наметить маршрут нашего путешествия. Итак, сначала надо найти место, где мы
находимся с вами сейчас – это будет «пункт отправления». Где мы живем? Правильно, в России, в Свердловской области. Свердловская область находится на Урале. Как Урал обозначен на карте? Давайте найдем Уральские горы и на это место прикрепим флажок. Далее надо найти Африку – это пункт прибытия, снова крепим флажок.
А теперь «прокладываем» маршрут флажками на карте от пункта отправления до пункта прибытия.
Дети с помощью педагога выполняют.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, что дети знают о пункте назначения.
Ребята, прежде чем мы отправимся в полет, скажите, кого может встретить ласточка по пути в Африку? Где сначала будет ласточка, над какими странами? А кто знает, чем богаты леса, какие животные живут, какие деревья растут на этом континенте? Что вы знаете об Африке? Кого встретит ласточка в Африке? Какая природа в Африке?
Теперь у нас всё готово к путешествию! Можно лететь. Все пристегнулись ремнями безопасности? Во время взлета и набора высоты нельзя вставать с мест и отстегивать ремни безопасности.
Физкультминутка. Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, имитируют звук самолета)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, имитируют звук самолета)
Приземляться нам пора! (Садятся на стульчики)
5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность
Ребята, посмотрите в иллюминаторы, (физкультминутка для глаз.). Приготовили бинокли (пальцами образуют колечки). Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите наверх. Сейчас мы пролетаем над Европой. Как вы думаете, каких животных здесь могла встретить ласточка?
Ответы детей.
Показ фото-слайдов: природа, обитатели европейской части материка.
Полетели дальше. Над чем мы пролетаем сейчас, что мы можем увидеть за бортом самолета? Посмотрите на карте. Да, верно, мы летим над Средиземным морем. Какой длинный путь проделала ласточка. Дети, пролетая над морем, кого могла увидеть наша ласточка?
Ответы детей. Показ фото-слайдов: вид моря, морские обитатели.
Заводим моторы, летим дальше. Ребята, вот и Африка. Найдем на карте и глобусе часть света -Африку
Отправимся в путешествие по Африке, первое, что встретится нам на пути: пустыня Сахара. Кто из животных обитает в пустыни? (Показ слайдов). Дальше мы поедем на верблюдах.
Проводится разминка: дети имитируют передвижение на верблюдах.
Дети, посмотрите перед нами африканская степь. Демонстрация фото-слайдов: природа Африки, её обитатели.
Ребята, чем замечательна Африка: какая там погода? Почему ласточки на зиму улетают в Африку? (вечное лето, жара).
Вот мы и совершили путешествие по следам ласточки. Давайте на нашей карте с помощью трафаретов нанесем изображение животных, которых ласточка встречала на своем пути.
Умницы, справились с заданием.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. Составление синквейна.
-А теперь ребята пришло время возвращаться назад в детский сад, занимайте свои места в самолете.
- Вот и закончилось наше путешествие, мы вернулись обратно. Ребята, думаю, что вам понравилось наше
путешествие. А что вам больше всего понравилось, что вы узнали нового для себя?
- Напомните мне, где мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось в Африке?
- Я предлагаю оставить вам эту карту у себя в группе, для того чтобы отмечать дальнейшие путешествия по миру.
-Давайте на прощание нашего путешествия составим синквейн об Африке.
Что такое синквейн? Синквейн происходит от французского. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Все, о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Про кого будем придумывать? Про ласточку:
Ласточка
Быстрая, перелетная
Летает, порхает, кружится.
Выводит своих птенчиков в гнездышке.
Касаточка.