Ольга Чиданова
Технологическая карта занятия-экспериментирования в старшей группе «Воздух и его роль в жизни человека»
Технологическая карта занятия в ДОУ
Экспериментирование
(Вид деятельности, методика образования или развития)
Тема занятия : «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека»
Воспитатель: Чиданова Ольга Владимировна
Тема: «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека».
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Технологическая карта занятия-экспериментирования в старшей группе „Воздух и его роль в жизни человека“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Группа (возраст) : старшая группа (5-6 лет).
Тип занятия : интегрированное.
Цель: Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.
Задачи (формулируются исходя из образовательных областей) :
1. Познавательная: Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений; уточнять и расширять знания учащихся о роли воздуха в жизни человека.
2. Социально-коммуникативная: Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию; прививать любовь к окружающему миру.
3. Речевая: Учить умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать вслух.
Оборудование: сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
Этап занятия, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога
(с указанием технологии, методов, приёмов) Деятельность детей
(формы, возможные виды детской деятельности) Результаты
Ориентировка в деятельности Психологический настрой, до 1 мин. - Настроить детей на дальнейшую деятельность;
- создать эмоциональную положительную атмосферу на предстоящую работу. Словесный метод: воспитатель приветствует детей. Приветствуют воспитателя стоя в кругу. Дети эмоционально настроены к занятию и заинтересованы темой.
Мотивация, 1 мин. Словесный метод: воспитатель загадывает загадку. Дети отгадывают загадку
Актуализация, 2-3 мин. Словесный метод: воспитатель задаёт вопросы. Дети отвечают на вопрос.
Постановка проблемы, целей, 2-3 мин. Словесный метод: воспитатель задаёт вопросы. Практический метод: предлагает взвесить шары. Дети отвечают на вопросы.
Дети взвешивают воздушные шары.
Выдвижение гипотезы
Практический Действие
- Расширять представления детей о воздухе; уточнять и расширять знания учащихся о роли воздуха в жизни человека.
- Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию.
- Учить умению устанавливать причинно-следственные связи. Практический и наглядный метод: воспитатель показывает, как можно надувать и сдувать шары.
Словесный метод: воспитатель кто первым изобрёл воздушный шар, задаёт вопросы. Дети наблюдают за экспериментом.
Дети слушают, отвечают на вопросы. Имеют представление о воздухе.
Развит интерес к экспериментированию.
Контроль Наглядный метод : воспитатель следит за правильностью выполнения всех предложенных заданий.
Самоконтроль Осуществляют контроль друг за другом, исправляют неправильные ответы, дополняют друг друга.
Поддержка детской инициативы Словесный метод: на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Поэтапно проведено занятие-экспериментирование. Дети имеют представление о воздухе.
Динамическая пауза, 1-2 мин. Практический метод: воспитатель осуществляет показ физкультминутки. Дети выполняют движения физкультминутки.
Рефлексивно-аналитический Логическая рефлексия, 2-3 мин. Подвести итог занятия. Эмоционально завершить занятие, оставить у детей хорошее настроение. Словесный метод: воспитатель спрашивает, что узнали о воздухе. Отвечают на вопросы. Повторяют, закрепляют новые знания.
Сохранили хорошее настроение.
Эмоциональная рефлексия, 1 мин. Словесный и практический метод: воспитатель хвалит детей и дарит воздушные шарики. Дети выражают эмоции.
Определение ближайшей перспективы Планируют дальнейшую деятельность. Предлагают свои варианты.
Сценарный план занятия
Ход занятия Действия воспитателя и детей
1. Психологический настрой Воспитатель в одежде магистра, на груди бейджик: магистр естественных наук, приглашает детей встать в круг.
Утром солнышко проснулось,
И ребятам улыбнулось.
А мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мотивация Воспитатель загадывает загадку:
"Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем".
(Воздух).
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
Актуализация - Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох. и затем выдох. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
- Можем ли мы его увидеть?
- Нет, он невидим.
- Можем ли мы его почувствовать? Возьмем веер или салфетку и помашем возле лица.
- А чем воздух пахнет?
Если дети затрудняются, детям предлагают закрыть глаза и отгадать запах (апельсина, духов, чеснока, лекарства или ванилина). Что вы почувствовали?
Воспитатель: вы почувствовали запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать? Если в помещении ели апельсин, пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет иметь запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух? (Нет).
Постановка проблемы, целей - Посмотрите, сегодня у нас в группе много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шаров? (Воздух).
- А в не надутых шарах есть воздух?
- Какой шар тяжелее_ надутый или не надутый? Как проверить? (Можно взвесить).
- Чем будем взвешивать? (Чашечными весами).
Дети берут шары, укладывают их на весы.
- Какой шарик тяжелее? (Надутый)
- Почему? (Воздух имеет вес).
Воспитатель: Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?
Дети приставляют ко рту шарики.
Выдвижение гипотезы
Действие Воспитатель: А хотите, я покажу вам, как можно по-другому надувать шары?
Он достает из сумки – холодильника пустую открытую пластиковую бутылку, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит в миску с горячей водой.
- Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется).
- Как можно теперь сдуть шарик? ( Дети отвечают: снять с бутылки).
Воспитатель:
- Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, я хочу рассказать вам, кто первым изобрел воздушный шар.
- Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался всего 8 минут. После стали летать и люди – первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты сейчас стали популярными, экстремальным видом спорта.
Воспитатель:
- Ой, нам пора посмотреть, что же стало с нашим шариком? Шарик сдулся. (Почему) При охлаждении воздух сжимается, как ещё можно надувать шары?
- Насосом (отвечают дети)
Детям предоставляется возможность надувать шары насосом.
Контроль Воспитатель следит за правильностью выполнения всех предложенных заданий.
Самоконтроль Осуществляют контроль друг за другом, исправляют неправильные ответы, дополняют друг друга.
Поддержка детской инициативы Воспитатель на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Поэтапно проведено занятие-экспериментирование. Дети имеют представление о воздухе.
Динамическая пауза Физкультминутка:
Раз – мы встали, распрямились,
Два – согнулись, наклонились,
Три – руками три хлопка,
А четыре – под бока,
Пять – руками помахать,
Очень любим мы играть!
Логическая рефлексия - А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Воздух невидим.
Воздух имеет вес.
При нагревании воздух расширяется.
При охлаждении воздух сжимается.
Воздухом дышат люди и животные.
Эмоциональная рефлексия Воспитатель благодарит детей и дарит им воздушные шарики.
Определение ближайшей перспективы Планируют дальнейшую деятельность.