Ольга Мамонова
«День кошек». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
уточнить и расширить знания детей о кошках.
Задачи:
• познакомить детей с жизнью кошек;
• закрепить знание детей об особенностях внешнего вида, о назначении органов чувств и повадках кошек;
• расширить знания о породах кошек;
• развивать познавательную активность.
Материалы и оборудование:
интерактивная энциклопедия "Животные. Вопросы и ответы", энциклопедия "Кошки", энциклопедия "Животные", квадратные листы белой бумаги, карандаши, фломастеры.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята! Отгадайте о каком животном мы будем говорить.
Без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведение вызывают у человека улыбку. Часто они невероятно похожи характером на своих хозяев. С ними жизнь кажется беспокойной, но такой интересной и наполненной. Конечно, вы поняли, что речь идет о наших четвероногих друзьях. А о ком, сейчас уточним.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот).
А вы знаете какой праздник будет завтра? 1 марта в России отмечается День кошек. О них мы сейчас и поговорим. Поднимите руку те, у кого дома они есть. Вот видите - сколько ребят держит дома этих милых пушистых зверюшек.
Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну кошек. И узнаем о них много нового.
2. Основная часть
Педагог: Для начала вернемся в прошлое, и узнаем, как же появились наши пушистые любимцы.
Предком всех домашних кошек, вероятно, была степная кошка. Эти животные оказались более дружелюбно настроены к человеку, и приручить их было значительно легче, чем любую другую дикую кошку. Большинство учёных полагают, что степные кошки впервые были одомашнены в Египте около 4 тысяч лет назад. С того времени они распространились по всему свету. Сейчас на земле их нет только в Антарктиде. Сегодня в мире насчитывается свыше 500 миллионов домашних кошек и 60 различных пород.
У домашней кошки очень много родственников! Все они - представители обширной группы животных, которая называется семейством кошачьих. В него входит около 50 видов различных животных: тигры, гепарды, пантеры, львы, пумы, рыси и множество других. Все они – хищники и живут на суше.
Большие кошки (лев, тигр, леопард, ягуар, ирбис, как и наши домашние мурки, относятся к семейству кошачьих. Сейчас все виды больших кошек находятся на грани исчезновения, так как человек убивает их из-за ценного меха, уничтожает места их обитания и лишает возможности охотится. Так за последние 50 лет исчезли с лица Земли некоторые подвиды тигров.
Львы
Львы живут и охотятся группами – прайдами. Охотятся в основном самки: они добывают зебр и антилоп для всего прайда.
Тигры
Тигр - самая крупная из всех больших кошек. Он съедает до 40 кг мяса в один присест. У каждого тигра свой уникальный рисунок из полосок, по которым тигры узнают друг друга. Самый крупный тигр - амурский, самый маленький – суматранский из Индонезии.
Гепарды
Гепард обычно преследует добычу. Это самый быстрый наземный хищник. При этом он за три секунды развивает скорость до 100 км/ч. Из всех кошачьих только у гепарда не втягиваются когти.
Педагог: А сейчас поговорим о некоторых породах кошек.

Донской сфинкс
Порода «голых» (бесшерстных) кошек. Выведена на основе естественных мутаций - рождения лысых котят у обычных домашних кошек. Характер у сфинксов совсем не кошачий. Нежные и общительные, эти кошки полностью лишены агрессии. Часто предпочитают кого-то одного из семьи, не боятся собак и других животных, легко обучаются.

Персидская
Порода длинношерстных кошек, ведущая свое происхождение из Азии. Персидская - самая домашняя из всех кошек. Отличается ласковым характером и полным доверием к человеку, очень спокойна. Персы привязчивы, доброжелательны и умны. Способны ужиться даже с очень занятым хозяином. Их не волнует «заточение» в квартире, хотя, выпущенные погулять, с удовольствием лазают по деревьям и охотятся.

Мейн-кун
"Американская енотовая кошка" - порода полудлинношерстных кошек. Предки ее первоначально жили в Северной Америке (штат Мэн). Легко поддаются дрессировке. Очень сильно привязываются к человеку. Эти нежные и ласковые животные нуждаются в свободном выгуле. Любят спать в самых неподходящих местах. Есть еще одна особенность – приятное тихое мурлыканье, которое мейн-кун издает постоянно.
Педагог: Кошки обладают необыкновенными качествами:
1. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. В густом лесу или траве она может услышать жертву до того, как её увидит. В то же время её слух весьма своеобразен. Кошка может не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздаётся у неё над ухом.
2. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете почему? Кошка проснулась, потянулась - и ну вылизывать себя. Поела, попила - и снова вылизывает себя с головы до лап. Кошки постоянно вылизывают не столько грязь, сколько. собственный запах. Все кошки - и домашние, и дикие - охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность - останешься голодной.
3. Глаза у кошки крупные, и смотрят они в одном направлении. У кошки очень острое зрение. Большинство кошек видят в темноте в 6 раз лучше, чем человек. Особенно хорошо они видят передвигающихся животных. Если же животное не двигается, кошка может его и не заметить. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин. И действительно - у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Кошки верно определяют расстояние до предмета. Они спокойно ходят в темноте. Помогают кошкам в этом вибрисы - длинные жёсткие волосики, которые мы называем усами.
4. Кошка наделена поразительной памятью и наблюдательностью. Она все замечает, обо всем помнит.
5. Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко. Считается, что своими позами и действиями кошка предвещает будущее, объявляет о предстоящих визитах гостей, как званых, так и непрошенных. Умываясь, кошка вытягивает лапу в том направлении, откуда надо ждать гостей. А в зависимости от того, какую часть тела она при этом лижет, можно узнать, кто придет: мужчина или женщина.
Дидактическая игра "Объясните смысл крылатых выражений"
• Кошки скребут на душе. (Очень грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно.)
• Как угорелая кошка. (Суматошно, бессмысленно бегать, метаться, носиться.)
• Купить кота в мешке. (Приобретать что-либо, не видя, не зная о качестве приобретаемого. )
• Тянуть кота за хвост. (Нудно, медленно говорить. )
Педагог: Кошки очень любят сниматься, давайте по описанию мультфильмов попытаемся вспомнить их название и роли кошек.
Дидактическая игра "Кошки в мультфильмах"
• В каком мультике кот говорил: "Усы, лапы и хвост – вот мои документы!"? ("Простоквашино" - Матроскин.)
• В каком мультфильме котенка звали так же, как лает собака? ("Котенок Гав".)
• Кто говорил: "Гаити, Гаити не были мы не в какой Гаити, нас и здесь не плохо кормят" ("Возвращение блудного попугая".)
• Было у мельника три сына, умирая оставил он им: старшему - мельницу. Среднему - осла. Ну а уж младшему пришлось взять себе. ("Кот в сапогах".)
• Кто говорил: "Ребята, давайте жить дружно!"? ("Кот Леопольд".)
• В этом мультике рассказывается о бродячих музыкантах. ("Бременские музыканты" - кот. )
Педагог: В день кошек предлагаю вам сделать оригами - мордочку котика.
Оригами "Котик"
Педагог раздает детям квадраты белой бумаги и поэтапно объясняет процесс выполнения работы. После того, как оригами готово, дети рисуют фломастерами глаза, нос, усы. И раскрашивают мордочку цветными карандашами.
3. Рефлексия
Педагог: На этом наше путешествие заканчивается. Не забывайте:
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!