Таня Графчикова
Проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны — все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Графчикова Т. Н.
МАДОУ Детский сад №9
Муниципальный округ Красноуральск
Проект по ранней профориентации дошкольников
«Все профессии нужны – все профессии важны»
Проект направлен на обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Дошкольное детство – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается в том. Чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях.
Актуальность
Вхождение ребёнка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений и ознакомления с профессиями.
Ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Для того чтобы в дальнейшем ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Эта деятельность должна носить информационный характер, общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыт ребёнка, приобретённого им в каких –то видах трудовой деятельности. Важным является развивать у воспитанников веру в свои силы, возможности.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо создать определённую наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Цель проекта:
Расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать работу уже на этапе дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о профессиях, труде взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, умение отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления и знания.
- Стимулировать развитие познавательно – исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
- Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам.
Участники проекта:
Воспитанники старшего возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Реализация проекта предполагает три этапа:
- Организационный этап – разработка проекта, плана проведения, подбор методического сопровождения, наглядного и демонстрационного материала, наметить встречи с родителями и социальными организациями, составить план мероприятий и обсуждение с родителями.
- Практический этап – реализация проекта через посещение социальных структур, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей к оформлению презентаций «Профессия моих родителей».
- Итоговый – Анализ и обобщение.
Ожидаемый результат проекта:
- У детей сформируется обобщённое представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, представления детей о разнообразии современных профессий, их назначении, действиях, результатах деятельности, её необходимости.
- Активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес, чувство уважения к людям разных профессий.
- Подведёт детей к пониманию, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
1 этап реализации проекта:
Формы и методы работы с дошкольниками
- Специально организованная деятельность
- Диалог с воспитанниками, родителями, представителями социальных организаций.
- Ситуативный разговор с воспитанниками.
- Игровая обучающая деятельность: рассматривание иллюстраций, обсуждение ситуативной проблемы, игры – упражнения.
- Игровая деятельность (игры – соревнования, сюжетные игры, игры с правилами, подвижные игры, дидактические игры, настольные игры).
- Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок.
- Непосредственно – образовательная деятельность.
- Самостоятельная художественная деятельность.
- Праздники.
- Самостоятельная деятельность в игровых центрах, на участке.
- Интеграция с другими образовательными областями.
- Взаимодействие с семьями воспитанников, вовлечение в проект.
Алгоритм ознакомления с профессией
- Название профессии – место работы – материал для труда – форменная одежда – орудия труда – трудовые действия – личностные качества – результат труда – польза труда для общества.
Необходимый материал для реализации проекта
- Подбор картотеки профессий.
- Разработать планирование реализации проекта «Ранняя профориентация».
- Пополнить игровые центры настольными, дидактическим играми, развивающими, играми с правилами, профессиональными играми.
- Подобрать серии картинок и демонстрационных картин «Современные профессии» К. П. Нефедова, С. А. Васильевой, В. М. Каратая «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Кем быть?».
2 этап реализации проекта
Тематический план
Срок Тема Цели Содержание работы Работа с родителями
Сентябрь - ноябрь «Все профессии нужны – все профессии важны"
Профессии в детском саду «Воспитатель»
Профессии детского сада «Повар»
Профессии детского сада «Медицинская сестра». Дать детям представление о том, что все профессии важны, о значимости труда взрослых.
Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.
Обогащать знания и представления
Детей о профессиях работников детского сада.
Развивать интерес и уважение к профессии. Расширить у детей представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.
Вызвать у детей интерес к профессии, обогатить знания и представления детей о профессии медицинской сестры, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Диалог с воспитанниками.
Ситуативный разговор с детьми.
Игровая, обучающая деятельность.
Познавательная беседа «Что такое профессии?» рассматривание иллюстраций, экскурсия по детскому саду, Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в детский сад», моделирование игровых ситуаций.
Познавательная беседа, экскурсия на кухню, рассматривание посуды народных промыслов, дидактическая игра «Инструменты для работы», «Что здесь лишнее?», чтение художественной литературы «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях, сюжетно – ролевая игра.
Познакомить воспитанников с обязанностями и трудовыми действиями медицинской сестры, провести экскурсию, познавательные беседы, игры – ситуации, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Рассматривание
иллюстраций «Такие разные доктора» Взаимодействие с семьями воспитанников, вовлечение их в проект.
Представить в форме фото – презентации «Работа моих родителей».
Вовлечение родителей в проект.
Подобрать картинки «Какие ты знаешь профессии?».
Рекомендации «Как правильно пользоваться столовыми приборами», обсудить дома с детьми проблемную ситуацию «Если ты разбил посуду»,
чтение художественной литературы.
Вовлечение родителей в проект «Выполни задание» сшить атрибуты к сюжетно – ролевой игре.
Декабрь - февраль Профессия «Строитель»
Профессия «Почтальон»
Профессия «Военный» - есть такая профессия Родину защищать. Расширить знания детей о строительных профессиях, формировать уважение, закрепить конкретные представления о строительстве, его этапах.
Расширить знания детей о профессиях социальной сферы. Воспитывать уважение к профессии и значимости труда.
Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих, расширить представление о Российской армии. Воспитывать дух патриотизма у воспитанников. Познавательные беседы, чтение художественной литературы, конструирование, художественно – продуктивная деятельность, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра. Выставка творческих работ.
Познакомить детей с городской почтой, экскурсия на почту, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра, игры соревнования.
Непосредственно – образовательная деятельность, дать основные понятия: патриотизм, героизм.
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, встреча с военными и их семьями, художественное творчество, дидактические игры, игры соревнования, экскурсия. Вовлечение родителей в проект. Презентация «Дом где я живу».
Предложить прогулку по городу, обратить внимание на архитектуру города строятся ли новые дома в городе.
Привлечь родителей к изготовлению открыток, посетить с родителями почтовое отделение, подготовить атрибуты для игры «Почта».
Провести беседу дома на тем «Есть такая профессия Родину защищать»
Провести экскурсию на площадь Победы в городе.
Март - апрель Профессия «МЧС»
Профессия «Полицейский и сотрудник ГИБДД»
«В мире профессий» Продолжать знакомить детей с профессией «МЧС», значимостью труда, воспитывать уважение к профессии.
Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского и сотрудника ГИБДД, о значимости и уважении труда.
Закрепить представления о значимых профессиях и о труде взрослых в целом. Познавательные беседы, просмотр видео – роликов, чтение художественной литературы, экскурсии в пожарную часть, встреча с работниками пожарной части, дидактические игры, игры – соревнования, сюжетно – ролевая игра.
Встреча с сотрудниками МЧС.
Познавательные беседы, игры – ситуации, рассматривание картинок и иллюстраций, художественное творчество, дидактические игры, встреча с сотрудниками ГИБДД, конструирование, экскурсии на перекрёсток.
Познавательно – игровая программа.
Подготовить разрезные картинки (снаряжение пожарного, всё что нужно для работы).
Памятки и буклеты для родителей «Помните! Ребёнок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей и других взрослых.
Рекомендации по теме «все профессии нужны – все профессии важны»
Лексическая тема «Труд людей весной»
Словарь по теме
Предметный: весна, поле, грядка, семена, дачник, огородник, деревья, посадки, рассада, лопата, грабли, побелка, погода, тепло, пашня, трактор, земля, парник, землевладелец.
Глагольный: сеять, пашут, белить, строить, стоит, сажать, вскапывать, копать, очищать, радоваться.
Признаков: весенняя, тёплая, погожая, солнечная, дождливая, хозяйственная, трудолюбивая, семейная, дружная, зелёная.
Игры и упражнения
«Скажи ласково»: поле, грядка, дерево, посадки, погода, земля, клумба, парник, сад.
«Один – много»: весна – вёсны – много вёсен, поле – поля – много полей, грядка, дачник, огородник, дерево, куст, теплица, трактор, семена.
«Вставь пропущенное слово»
Трактора пашут землю…поле (в).
Они сеют пшеницу …помощью сеялок (с).
Дачники едут… дачу (на).
Они будут вспахивать грядки… своей даче (на).
Мама … дочкой белят деревья и вскапывают …них землю (с, вокруг).
Папа …сынок строят парник, чтобы высадить …нём рассаду (и, в).
Сестра сажает цветы…грядке (на).
«Продолжи предложение» - подбери как можно больше слов действий.
Весной в огородах люди (что делают) копают, сажают, белят, удобряют, поливают, рыхля, обрезают, сеют…
«Сосчитай – один, три, пять» - семечко, лопата, плуг, ведро, теплица, трактор.
Чтение рассказа «Весенние заботы» (по Т. Шорыгиной)
Вопросы: Что делают люди в саду? Что делают люди в огороде? Для чего они всё это делают?
Объясни пословицы:
- Весной не поработаешь – зимой не поешь.
- Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.
- Весенний день – год кормит.
«И я буду» - договори предложение до конца по образцу
- Мама моет, и я буду мыть.
- Брат копает, и я …
- Папа пилит, и я …
- Галя поливает, и я…
- Витя убирает, и я…
- Надя гребёт, и я…
- Вова рубит, и я …
- Бабушка сажает, и я…
- Ваня белит, и я …
- Павел обрезает, и я…
«Назови лишнее слово»
- грядка, грядочка, рядом, грядки.
- лейка, леечка, поливать, листок.
- посадить, посадка, посадочка, полить.
- забор, заборчик, заборы, забота.
- молоток, молоточек, молотить, молния.
«Объясни словечко» - огород, рассада, пересадка.
«Инструменты» - объясни, что делают:
- лопатой копают землю.
- лейкой, граблями, тяпкой, секатором, кистью, ведром, косой.
Чтение художественной литературы и заучивание наизусть (старший возраст)
Пальчиковая гимнастика «Весенние полевые работы»
В поле выдалась погода
Все машины завелись.
Там идут сельхозработы,
Посевные начались.
Кукурузу сеют, свёклу,
И пшеницу и горох, рожь, ячмень, гречиху, просо и подсолнух и овёс.
Активизирующие вопросы
- Что значит посевные – это сельхозяйственные работы.
- В какое время года начинаются посевные работы? Весной.
- Что сеют в полях? Кукурузу, свёклу, пшеницу, рожь.
- Для чего нужно сеять урожай?
Результат:
У воспитанников не только расширился кругозор и повысился уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее.
У детей значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также дети стали уважительнее относиться к труду взрослых и результату их труда.