Ирина Пачина
Звучащие жесты как способ формирования чувства метра и ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Голосов вокруг – не счесть,
Среди них твой голос есть.
Низок он или высок,
Твой красивый голосок?
Низким голосом реветь
Может зверь лесной – Медведь.
Дальше звуки чуть повыше,
В них Лисичку ты услышишь.
В нотках средних на лужайке
Скачет длинноухий зайка.
Очень тонок и высок
Нежный птичий голосок.
Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, несмотря на это, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Публикация «Звучащие жесты как способ формирования чувства метра и ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Задача музыкального руководителя научить детей понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.
Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на детских музыкальных инструментах всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции. Игра побуждает детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков, вызывает желание самим придумывать музыку, побуждает эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях. Надо только постараться ее услышать.
Игры со звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения. Доступными, а потому любимыми детьми, являются шумовые музыкальные инструменты. Дети по-новому слышат мир звуков. Будем учиться их слушать!
Звучащие жесты - это первые инструменты человека.
Инструменты, которые всегда под рукой, инструменты которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов. Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента - огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, коллеге Карла Орфа.
Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела. Приведу несколько примеров звучащих жестов и их отличия, они могут быть разными, а от этого будут разными и звуки.
Хлопки всей ладонью - звонкие, хлопки согнутыми ладонями – тихие,
потирание ладоней – шуршание.
Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по
себе, так и чередуясь с хлопками и притопами.
Шлепки: по коленям, по бедрам, по груди, по бокам.
Притопы можно делать одной ногой, попеременно двумя, оставаясь на месте или продвигаясь вперед.
Притопы всей стопой, носком, пяткой.
Не все дети умеют щелкать пальцами, но этому можно научиться. Важно,
чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко.
Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам. Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между
возрастом детей и простотой музыкального инструмента. Чем меньше
возраст ребенка и беднее его музыкальный опыт, тем более простой нужен
музыкальный инструмент.
Используя в работе программу Т. Э Тютюнниковой «Элементарное
музицирование», игровые технологии К. Орфа, тема «Звучащие жесты»
натолкнула меня на создание игровой системы соответствия «звучащий жест
– инструмент, звук».
хлопки (звонкие – всей ладонью) - деревянные ложки
хлопки (тихие – согнутыми ладонями) – шаркунок
потирание ладоней (шуршание) - маракас
шлепки (по коленям) - тамбурин
шлепки (по бедрам) - коробочка
шлепки (по груди) - колотушка
притопы (все стопой) - барабан
притопы (носком) - ксилофон (высокий регистр)
притопы (пяткой) - ксилофон (низкий регистр)
щелчки (пальцами в воздухе) - колокольчик
щелчки (по коленям) - кастаньеты
щелчки (по надутым щекам) – пастуший барабан
Хочу привести один пример игры со «Звучащими жестами»
«Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор - притопы всей стопой
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил - быстрые притопы
Рукавичку обронил. - показываем ладошку
Мышка по полю бежала, - щелчки по коленям
Рукавичку увидала. - показываем ладошку
- Кто, кто здесь живет? - стучим кулачком по ладошке
Мышку здесь никто не ждет?
Стала жить - поживать, - хлопки в ладоши
Звонко песни распевать.
Зайка по полю скакал, - шлепки по коленям
Рукавичку увидал. - показываем ладошку
- Кто, кто здесь живет? - стучим кулачком по ладошке
Звонко песенку поет?
Мышка зайку пригласила, - разводим ладошки в стороны
Сладким чаем напоила.
Зайка прыг, зайка скок, - шлепки по коленям
Вкусных пирогов напек. - хлопки согнутыми ладонями
Как по полю шла лисичка, - потирание ладонями
Увидала рукавичку. - показываем ладошку
- Кто, кто здесь живет? - стучим кулачком по ладошке
Звонко песенку поет?
И лисичку пригласили, - разводим ладошки в стороны
Пирожками угостили. - хлопки согнутыми ладонями
Стала жить там поживать, - хлопки в ладоши
Пол метелкой подметать.
Мишка по полю гулял, - притопы пяткой
Рукавичку увидал. - показываем ладошку
- Кто, кто здесь живет? - стучим кулачком по ладошке
Звонко песенку поет?
Звери испугались,
В страхе разбежались. - шлепки по бедрам
Подводя итог, я могу сказать, что возможность музыкально-творческих
действий детей зависит и от среды, где происходит обучение. Для успешного
творческого процесса необходимо обеспечить открытое пространство к
взаимодействию, свободному поиску. Комплексное использование речи, движения и музыка воспринимается детьми с восторгом и создает основу для творчества. При разучивании новых распевок, дети всегда с интересом включаются в игру, сами придумывают звучащие жесты к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми на каждом занятии и вы очень скоро увидите волшебный результат музыкально-творческого развития ребенка. Это один из природных, биологически заложенных законов развития музыкальности.