Екатерина П
Сущность понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно всестороннее развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.
М. И. Лисина предлагает следующее определение: общение — это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.
Н. И. Леонов предлагает рассматривать коммуникацию как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией для установления взаимоотношений между людьми».
А. А. Леонтьев подходит к общению как к условию «любой деятельности человека» и отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения»
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными коммуникативными качествами: потребность в общении, активность, возможности установления межличностных отношений.
М. И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности, выделены следующие компоненты: предмет общения; потребность в общении; коммуникативные мотивы; действия общения; задачи общения; средства общения; продукты общения.
М. И. Лисина отмечает, что общение для ребенка — это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Она выделяет в сфере общения с взрослыми экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. В контактах со сверстниками ребенок использует те же три категории и к началу оформления общения, т. е. к трем годам он, практически, уже владеет ими.
М. И. Лисиной отмечено, что у младших дошкольников ведущее положение занимают выразительные и практические операции, однако к старшему дошкольному возрасту речь выступает на передний план и занимает положение ведущей коммуникативной операции.
Таким образом, под общением мы понимаем взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
Взаимодействие означает, что оба участвующих в нем человека попеременно действуют активно: один говорит, другой слушает, затем они меняются ролями: тот, кто внимал, теперь выражает отношения к высказыванию первого и т. д. Такой обмен ролями происходит многократно, и весь процесс имеет двустороннюю направленность, активны оба его участника. Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планированное осуществление и контроль. Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован, здесь общение для человека выступает как исключительная ценность.
В человеческом обществе коммуникация — это общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками. Она осуществляется посредством знаков. По своей сути в данной работе «общение» и «коммуникация» – синонимы.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Невербальные коммуникации обычно осуществляются совместно с вербальными, и, всегда как часть ситуации, которая передает контекст.
Р. С. Немов в своей классификации общения по видам, определяет прежде всего, внешнее межличностное, групповое, коллективное, массовое общение. Это либо свободное или обусловленное деловой необходимостью общение между двумя или несколькими индивидами, либо групповое взаимодействие - общение по интересам в кружке, неформальном объединении, либо коллективное взаимодействие объединенных общей целью личностей в процессе совместного труда, общественно полезной деятельности. В процессе внешнего общения между людьми достигается взаимопонимание, содействие, сочувствие, противодействие, борьба.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, требующий развитых коммуникативных качеств для позитивной социализации.
Также коммуникативные игры используются для: развития динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развития эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развития позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Радость, переживаемая от игры со сверстниками, в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Нужно отметить, что основная задача игр на формирование навыков общения — это развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Также игры на формирование навыков общения направлены установление эмоционального контакта и доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.
Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций.
Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями - в непосредственной образовательной деятельности, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.
И у родителей, и у воспитателей общая задача - сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.
Таким образом, осуществив анализ основных понятий, мы пришли к выводу, что согласно определению М. И. Лисиной, мы рассматриваем общение как организацию совместной деятельности и взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Данное определение наиболее подходит для нашего дальнейшего исследования, по этой причине мы будем опираться на него. Н. И. Леонов предлагает рассматривать коммуникацию как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией для установления взаимоотношений между людьми. По определению Ю. В. Полякевич, коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Поскольку невозможно сформировать коммуникативные навыки у дошкольников, не включив их во взаимодействие друг с другом, коммуникативная игра является одной отличным способом для организации такого взаимодействия.