Приложение МААМ

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста (1 фото)

Марина Савельева
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст)

Марина Савельева

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста

«Воздушные шары»

Цель: Закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне.

Демонстрационный материал: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Раздаточный материал: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры: Педагог: Медвежонку в магазине много шариков купили –

Разноцветных разных ярких, был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел даже песенку запел.

(поет на слог «ля» попевку, прохлапывая ритм).

Дети повторяют попевку, отхлапывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.

«Песня гриба»

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни: Дождь идет…дождь идет,

Дождь грибной…дождь грибной.

Я расту…я расту

Под сосной…под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит…еж сидит

Под кустом … под кустом.

«По какому предмету стучу

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровай и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

Их звучание запомнить и по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, втряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Музыкальные стульчики»

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

«Передай ритм»

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

«Барабанщики»

На развитие чувства ритма

Цель: Развивать творческую активность детей, слуховую память, чувство ритма.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлапывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

«С кем дружит зайчонок»

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

«Какая бывает зима

Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.

Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая и т. д.», одновременно играя на колокольчике.

Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к пропеванию признаков существительного.

«Ритмический оркестр»

Цель: Формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах). Основываясь на полученные ранее знания.

Ход игры: Педагог разбивает детей на 4 равные подгруппы (по 4-6 человек, каждая их которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты (1-я – бубны, 2-я – ложки, 3-я – маракасы, 4-я – трещотки). В центре квадрата из подгрупп стоит дирижер.

Все дети исполняют песню «Андрей-воробей». По указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах. Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Педагог должен обратить внимание на то, чтобы пение детей было протяжным, спокойным. При сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

«Сосульки»

Цель: Развивать слуховую память, тембровый, ритмический слух.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

«Шаг и бег»

Цель: Дать детям представление долгих и коротких звуках.

Ход игры: Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прослушать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям предлагается повторить то же самое, заменив «шаг» более удобным слогом «та». Далее педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та».

Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под музыку. После ответа педагог предлагает детям пробежать на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Затем педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «ти-ти».

Примечание: Музыкальные фрагменты в аудиозаписи должны звучать не более 30 с. Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами.

«Переводчик»

Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма.

Дидактический материал: карточки с графиками ритмов знакомых песен.

Ход игры: Педагог предлагает детям «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы.

Дети воспроизводят предложенную педагогом фразу, используя хлопки, шлепки или притопы и заменяя текст ритмическими символами.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей изобразить ритмический график данной фразы на фланелеграфе или выбрать из нескольких графических карточек нужную для данного упражнения.

«Имена и ритмы»

Цель: Развитие у детей чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».

Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

«Угадай мелодию»

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Ход игры: Педагог прохлапывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Дети повторяют за педагогом данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать ее и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты (ложки, бубны, трещетки и т. д., которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.

«Прогулка»

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» - педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.

«Угадай мелодию»

Цель: Развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Дидактический материал: карточки с различными группировками символов.

Ход игры: Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочередно сменяющиеся друг друга ритмические карточки.

Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами или между мальчиками и девочками.

Предложить детям проиграть ритмический рисунок на каком-либо детском музыкальном инструменте.

«Веселый паровозик»

Цель: закреплять у детей знания о длительности звуков.

Демонстрационный материал: паровозик с вагончиками, в каждом окошечке изображен ребенок. Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая).

Ход игры: Педагог: Вот – смотрите паровоз, он вагончики повез.

Путь у него дальний, ведь поезд музыкальный.

1 ребенок открывает любое окошко, показывает ноту, называет ее и пропевает. Все дети повторяют задание. Или все поют попевку, называя имя ребенка, который будет выполнять задание. «Ноту Катенька везет, Свою песенку поет». Названный ребенок открывает выбранное им окошко, определяет и называет по длительности. Все отхлапывают и пропевают на слоги «ля» длительности нот.

«Сладкое дерево»

Цель: Закреплять знания детей о длительности звука.

Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности.

Ход игры: Педагог: «На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки.

Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.»

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».

Педагог: «Посмотрите, наша детки, - это сладкие конфетки.»

Дкти отхлапывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

«Зонтик»

Цель: Закреплять у детей знания о высоте звука и его длительности, расположении нот на нотоносце.

Демонстрационный материал: фланелеграф с изображением нотного стана. Большие и маленькие кружочки, на одной стороне которых изображены раскрытые зонтики. С обратной стороны каждого большого кружочка нарисована нота какой-либо длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая). Маленькие кружочки (для фланелеграфа) соотносятся по размеру с нотным станом.

Раздаточный материал: металлофон, карточки на каждого ребенка с нготным станом, маленькие кружочки-зонтики.

Ход игры: Педагог: Нотки бегали, скакали и под вечер все устали.

Посидим и отдохнем и у зонтика споем.

Нотку-зонтик ты возьми, сколько длится – назови.

Дети (поют попевку «Зонтик»).

Нотка спряталась у нас, мы найдем ее сейчас.

Быстро зонтик повернем, сколько длится – назовем.

Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет со стола любой большой зонтик, поворачивает его и называет длительность ноты (целая, половинная, четвертная, восьмая, затем возвращает зонтик на стол.

Вариант 2. Игра проводится с самого начала (см. 1 вариант, затем следует продолжение. Педагог повторяет попевку «Зонтик». Дети отхлапывают ритмический рисунок ладонями, а затем проигрывают на металлофоне.

Вариант 3. Педагог: А теперь всем покажи, на линейку положи.

И узнаем мы тотчас, что за нота здесь у нас.

Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет один маленький зонтик и кладет на любую линейку нотного стана фланелеграфа. Он называет получившуюся ноту. Все дети повторяют название ноты, пропевают ее и выкладывают кружочек на нужную линейку у себя на карточке.

«Придумай слово»

Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти».

Дидактический материал: карточки с графическим изображением символов.

Ход игры: Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Ле-на, Ле-ноч-ка., Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д.

Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с одним-четырьмя слогами, например: Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д. Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена.

Педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например: крот, кот, пу-ма, ле-о-пард. Дети всесте с педагогом прохлапывают, прошлепывают название этих животных. После дети проигрывают ритм на каком-либо инструменте.

«Ритмическое эхо»

Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках).

Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог прохлапывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

Примечания:

1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.

2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.

«Долгие и короткие звуки»

Цель: формировать умение определять характер музыкального произведения, пополнять словарный запас детей.

Оборудование и материалы: репродукции портретов людей с ярко выраженным эмоциональным состоянием (грусть, радость, задумчивость и т. д., отрывки из музыкальных произведений.

Ход игры: Педагог исполняет на фортепиано или включает на стереосистеме отрывки из музыкальных произведений. Дети выбирают тот, который соответствует определённому понятию.

«Ритмическое лото»

Цель: Закреплять полученные знания детей в процессе развития чувства ритма.

Дидактический материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеечек (нотный стан, кружочки – долгие, короткие звуки, музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон).

Ход игры: Ребенок-ведущий играет на каком-либо инструменте простой ритмический рисунок. Дети должны на карточке выложить данный ритмический рисунок вверху, внизу или по середине нотного стана, ориентируясь на звучание музыкального инструмента.

«Повтори ритм»

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

Глазки, глазки, вы смотрите, все запоминайте.

Ручки, ручки, все за мною дружно повторяйте.

Педагог под музыку «Гопак» М. Мусоргский из оперы «Сорочинская ярмарка» прохлапывает ритмический рисунок на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детский инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

«Ручей»

На развитие чувства ритма

Цель: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.

Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.

1. Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей?

Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!

2. Ты торопишься всегда, да, да, да, да!

К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!

3. Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой!

Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!

4. Ручеек, а где же я, я, я, я, я?

Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай — цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по основным направлениям развития ребенка).

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу» Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание;.

Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Что в корзинку мы берем» Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 37 «Родничок» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Составитель: Пермина И. К Карточка.

Картотека музыкально-дидактических игр для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста 1. Название/ Источник игры - «Хор соловушек» Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушке», стр. 17 Задачи игры - Развивать умение детей осуществлять.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста Игра «Дорожка» Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте. Ход игры: дети выбирают.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 18:25
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Савельева (УИ 207414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД