Маклакова Марина
Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмическое упражнение «Осень»
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения.
Содержание.
Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.
Осень
Дождь, дождь вся земля,
Целый день вся земля
Барабанит в стёкла. От воды промокла…
Ритмическое упражнение «Дождик».
Публикация «Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Педагог говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!
Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши в убыстряющемся темпе.)
Капля — раз! Капля — два!
Капли медленно сперва
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Ритмическоеупражнение «Скворушки».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.
Сквору – сквору-скворушки,
Распушили пёрушки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
Ритмическое упражнение «На птичьем дворе».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Ритмическое упражнение «Повтори, как я».
Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.
Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3 (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.
Ритмическое упражнение «Как на горке — снег, снег».
Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку — четыре удара).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
Ритмическая игра «Дятел»
Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.
Долбит дятел в лесу сук,
Раздаё тся: тук-тук-тук!
Речевая игра «Ворона»
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Материал: Карандаши по количеству детей.
Содержание.
Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку — четыре удара).
— Ты, ворона, где была?
Что, ворона, принесла?
- Я летала на базар,
Принесла вам «кар-кар».
Ритмическое упражнение «На дворе»
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чё тко скандируя:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Ритмическое упражнение «Олень»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.
Содержание.
Трав копытами касаясь,
Ходит по тундре рогатый красавец.
Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерё дно ногами на каждый слог:
По снегу шёл олень,
И гулял он целый день
Ритмическое упражнение «Зайчик и барабан»
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Содержание.
Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».
Ритмическое упражнение «Магазин».
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрёшки расписные,
Есть машинки заводные.
Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение.
Ритмическое упражнение «Стоп, машина»
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»
Ритмическая игра «Азбука морзе»
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.
ООооОООоооООоооОООооОоо
Ритмическое упражнение «Мы тесто месили»
Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Дети запускают руки в «сухой бассейн» и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Ритмическая игра «Капельки»
Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Кап! Кап! Я — капель,
У меня в апреле
(стучат указательным пальчиком по ладони)
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям,
Детям на игрушки,
Кап — кап — кап!
Воробью
(легко прикасается пальчиками к голове)
Прямо на макушку.
Упражнение «Волшебная капель»
Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.
Материал: Картинки для каждого ребёнка с изображением лужи.
Содержание.
Ведущий предлагает послушать звук металлофона. Одновременно дети пипеткой капают капельки воды по контуру лужи.
Ритмическое упражнение «Перелётные птицы»
Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.
Содержание.
Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели