Ирина Алексеевна Печникова
Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма.
(В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп»)
В развитии творческой личности ребёнка важная роль принадлежит развитию музыкальных способностей. Их развитие связано со слуховыми и мышечными ощущениями.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
Известный отечественный психолог и музыкант Б. М. Теплов [4] отмечал, что главным признаком музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать её настроению. Выразителями определённого содержания музыки он считал, прежде всего, звуковысотные и ритмические движения. Чувство ритма выделено им как одна из основных музыкальных способностей, необходимая как при восприятии музыки, так и при движении под музыку. Эта способность связана с активным (двигательным) переживанием музыки, ощущением эмоциональной выразительности музыкального ритма и умением точно его воспроизводить.
Всё вышесказанное получило подтверждение в исследованиях А. В. Кенеман и Н. А. Ветлугиной [2], посвященных выявлению роли музыкально - ритмической деятельности в развитии способностей дошкольника. В них подчёркивалось, что движения под музыку, музыкальные игры развивают у детей музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство и чувство ритма. Музыкально – ритмическая деятельность способствует формированию творческих способностей, а также общему развитию ребёнка, его личностному становлению: положительному оценочному отношению к музыке, развитию воображения, мышления, памяти и др.
Дети очень восприимчивы к ритму, особенно музыкальному. Музыка вызывает у детей не только эмоциональные переживания, но и разнообразные двигательные реакции. Благодаря движениям, непроизвольным или специально организованным, ребёнок глубже чувствует музыкальный образ. Естественные ритмические движения под музыку дают толчок к творческому самовыражению.
Понятие ритма и наглядность его изображения занимает важную роль в развитии песенного творчества. Нами активно используются современные технологии. Подготовлена серия музыкальных игр с использованием информационно – компьютерных технологий, в процессе которых у детей развивается чувство ритма.
Для обучения изобразительности ритма разработана методика использования ритмических карточек. Перед ознакомлением дети усваивают понятие длинного и короткого звука. Для правильного восприятия детям вначале демонстрируются палочки короткие и длинные, которые условно соответствуют протяжённости звука. Демонстрируя звучание продолжительности звука на инструменте с одновременным показом соответствующей палочки, дети легко усваивают эти понятия. Далее можно перейти к ритмическим карточкам с изображением предметов. Разработана серия «сезонных» и «тематических» карточек. Дети любят играть, поэтому любимые игрушки изображены на карточках. Ритмические карточки с грибочками, фруктами используются на занятиях, если период обучения проходит осенью; снежинки – зимой; цветочки - летом и т. д. На карточках изображены предметы разной величины: большой - указывает на длинный звук, маленький – на короткий. Понятно, что подобные обозначения условны (весьма относительны, но для начального этапа этого достаточно. Ритмическая карточка – это определенный период звучания в музыке. В нашем случае – такт. Использование ритмических карточек в обучении развивает не только чувство ритма, но и незаметным образом помогает усваивать элементарную структуру произведения (фраза, предложение).
Для анализа ритмической структуры произведения необходимо подбирать простой, знакомый, полюбившийся материал. Лучший вариант – песня, поскольку наряду с мелодией присутствует текст. Он то и является отправной точкой в разборе ритмического рисунка. Сначала ребёнок проговаривает стихотворный текст по слогам в заданном ритме без музыки, затем простукивает ритмический рисунок отдельных фраз, используя различные шумовые инструменты и подручные средства (ложки, кубики, коробки, карандаши). Можно сопровождать произнесение текста хлопками в ладоши (короткий звук) и ударами по столу (длинный звук). Затем проделать те же движения, на слоги «та» (длинный звук) и «ти» (короткий звук). Далее детям предлагается смоделировать ритмический рисунок, используя ритмические карточки. Заключительный этап – исполнение песни с одновременным показом ритмического рисунка на карточках.
В дальнейшем, когда дети вплотную подойдут к сочинению собственных песен, изображения различных картинок будут заменены изображением нот.
Детям очень нравится игра с карточками. Они охотно используют их в дальнейшем во время игр в группе. Дома в семье процесс не прекращается. Наиболее активные, с творческими наклонностями дети, поют родителям знакомые песни, демонстрируя при этом свои познания в музыке: ритмический рисунок выкладывается, к примеру, ложками разной величины, а также охотно используются игрушки (машинки, кубики, мячи).
Литература.
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983
3. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011. – 352с.
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.